Губкинский информационно-правовой форум
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Перед Минском маячат две безрадостные перспективы

Перейти вниз

Перед Минском маячат две безрадостные перспективы Empty Перед Минском маячат две безрадостные перспективы

Сообщение  VOLK Пт Дек 25, 2015 2:04 am

Постоянные перемещения высшего руководства союзного России государства между Москвой и столицами западных стран оставляют очень неприятный осадок: на ум приходят неизбежные ассоциации с вояжами Виктора Януковича в последние месяцы его правления.

Печально, что руководство Беларуси в условиях самого серьезного с 2011 года кризиса ищет выход из сложной ситуации извне, а не концентрируется максимально на внутренней политике.

Вскоре после выборов 11 октября было объявлено о проведении с 1 июля 2016 года деноминации белорусского рубля, чуть позже – о сокращении кадров в спецслужбах, 17 декабря стало известно о назначении нового министра торговли (остальные высшие чиновники свои портфели сохранили), 19 декабря – о подорожании проезда в общественном транспорте.

Сами по себе эти меры мало чем помогут белорусским предприятиям, останавливающимся и увольняющим своих работников. Ведь нынешний кризис, в отличие от предыдущего, «чисто» финансового, носит системный характер. Сетования на негативные последствия «сложностей» нынешних российско-украинских отношений не выдерживают критики, потому что негативные тенденции в белорусской экономике наметились еще задолго до событий в Донбассе.

Например, запланированный белорусским правительством на 2011–2015 годы рост экономики на 62–68% в итоге «усох» до жалких 6,2%, и даже в планах на будущий год рост на 0,3% считается вполне допустимым.

Без всякого сомнения, постоянно ухудшающаяся ситуация в экономике вынудит официальный Минск предпринять более решительные шаги по модернизации республики, однако следует учитывать, что тамошняя власть постоянно опаздывает как в принятии необходимых стратегических решений, так и в сроках их выполнения. И примеров тому – великое множество.

В 2010–2012 годах в республике начали массово внедряться энергосберегающие технологии. Те самые, что появились в странах Запада еще в начале 90-х. Конечно, в то время Беларусь особой надобности в этих технологиях не испытывала – поставляемые из РФ энергоносители были довольно дешевы.

Но с начала 2000-х цена стала стремительно расти – почему же инновации не стали внедрять именно тогда? Такая же история приключилась и с развитием ядерной энергетики – целое десятилетие было потрачено на излечение населения от «нуклеофобии». В итоге Беларусь имела бы действующую электростанцию уже сейчас, а не «в перспективе» на 2018 год.

Или еще «неновость»: «В 2012 году в Беларуси будут производить ЖК-телевизоры и другую бытовую технику по программе импортозамещения», – захлебываясь от восторга, сообщали тогда многие белорусские СМИ. Однако первый ЖК-экран был изобретен еще в ...1964 году, близкий к современному типу – в 1987-м. Начало массового распространения – в 90-е.

И так во всем: от производства беспилотников до изготовления трамваев с низким полом – среднее отставание белорусских производителей от конкурентов – это 10–15 лет. А посему проникновение белорусской продукции на иные, не российские, рынки сбыта, как правило, невозможно, потому что там все товарные ниши уже давно заняты, тем более что по соотношению цена/качество белорусская продукция в иных случаях не очень...

Конечно, подобные промахи можно найти в работе правительства любой страны, однако в случае с Беларусью весьма затруднительно найти правильное решение, принятое вовремя.

Бесспорно, власти ряда стран бывшего СССР озабочены своим технологическим отставанием от развитых стран еще меньше – например, по причине богатства собственных недр. К сожалению, в Беларуси с углеводородами напряженка, лишних черноземов, как на Украине, для продажи в Швецию тоже не наблюдается, климатические условия для ведения сельского хозяйства куда хуже, чем в Молдове, Средней Азии и Закавказье. Отсутствует и возможность пользоваться без посредников самым дешевым – морским – транспортом.

Поэтому без поддержки именно промышленного производства на должном уровне белорусам – никак.

Общая ситуация также усугубляется из-за деструктивного влияния ряда соседних стран, особенно Польши и Литвы, не только приютивших противников Лукашенко, но и фактически объявивших республике локальную холодную войну. На территории Польши действуют оппозиционные СМИ, фонды и прочие структуры, ведущие подрывную деятельность; Литва же готовит неких белорусских «специалистов» с прицелом на белорусскую перестройку.

Некоторые экономисты либеральных взглядов уже проникли в верхний и средний эшелоны белорусской власти. А посему для проведения разрушительных преобразований в стиле реформ Гайдара и «шоковой терапии» Бальцеровича кадры уже имеются.

Белорусские власти сами этому немало поспособствовали, из-за своей пассивно-оборонительной тактики: основное противодействие чужому влиянию осуществляется внутри страны, и лишь незначительно – за ее пределами.

Также Минск даже не попытался воспользоваться тем, что у абсолютно всех ближайших соседей республики есть свои, не менее серьезные внутренние проблемы.

Например, в Эстонии до сих пор имеет место притеснение русскоязычных «неграждан», включая белорусской национальности, в Латвии к этому прибавляются сложности и с латгальским меньшинством, Вильнюс не может найти взаимопонимание с литовскими поляками, а Варшава – с силезцами из Катовиц. Как результат – отсутствие активного противодействия со стороны Беларуси и породило чувство безнаказанности и вседозволенности у соседей.

Но не все благополучно с белорусским вопросом и в «российском лагере». В этом смысле весьма показателен пример Михаила Делягина: на прошедшем 28 октября в Минске круглом столе «Задание на пятилетку» председатель президиума Института проблем глобализации не скупился на восторженные эпитеты как в адрес «белорусского общества и государства», так и белорусской «политики неподчинения народа интересам глобального бизнеса и спекулянтов».

Иные белорусские проблемы, кроме невысокой средней зарплаты в 400 долларов, этим российским экономистом, публицистом и политологом озвучены не были. Думается, отнюдь не по причине «московского» лукавства – дабы «не обижать» хозяев форума.

Также незаметно, что из эпопеи с Януковичем в РФ были сделаны правильные выводы: идти-то к цели лучше не одной колонной, а несколькими и разными, потому что в пути может что-то и случиться...

Казаки Улаховича и либеральные демократы Гайдукевича, коммунисты и общественники «Белой Руси», активисты военно-патриотических клубов и поборники «Русского мира» – это, по сути дела, разные вариации на одну и ту же тему, родом из советского прошлого. Чего-то принципиально иного, с более высоким модернизационным потенциалом в настоящий момент не просматривается.

В обозримом будущем перед Минском маячат две перспективы. Либо вторая Латвия с обязательным демонтажем почти всей промышленности и эмиграцией значительной части трудоспособного населения – тут с оценкой Михаила Делягина, озвученной на вышеуказанном круглом столе, можно и согласиться; либо – автономия в составе РФ, cо «сползанием» показателей социально-экономического развития как минимум на среднероссийский уровень.

В настоящий момент принцип – одна страна, две системы – работать не будет: РФ – не Китай, а Беларусь – не Гонконг. Для успешного объединения стран с различным экономическим укладом требуется благоприятная международная экономическая конъюнктура и отсутствие серьезных проблем у всех субъектов объединительного процесса. В случае возвращения Гонконга в состав континентального Китая так и было.

Воссоединение же Германии происходило одновременно с экономическим кризисом в бывшей ГДР; в немалой степени из-за этого значительная разница между восточной и западной частями страны так и осталась. Так что для безболезненного объединения двух наших стран условий сейчас нет.

Общий вывод: братская страна нуждается в помощи. Но не финансовой – кредиты лишь продляют агонию системы, себя исчерпавшей. Фиаско с предыдущими попытками модернизации означает, что только экономическими реформами уже не отделаться. Беларуси нужен новый цивилизационный проект, и помощь в его разработке и реализации будет весьма кстати.

Автор: Владимир Воронов


[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
VOLK
VOLK
Администратор

Сообщения : 8842
Дата регистрации : 2012-09-21

https://gubkin.forum2x2.com

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения