Россия идет в Арктику всерьез, основательно и навсегда
Страница 1 из 1
Россия идет в Арктику всерьез, основательно и навсегда
На V Международном форуме «Арктика: настоящее и будущее» арктическая тема обсуждалась во всем её многообразии в международном, федеральном и региональном аспектах.
Форум стал еще одним знаком растущего внимания государства, общественности и бизнеса России к Арктическому региону, приобретающему в последние годы особое значение для национальных интересов РФ.
Ни для кого уже не секрет, что Арктика постепенно превращается в один из мировых центров добычи углеводородов и мощный узел международных транспортных коммуникаций. По данным журнала Science, под толщей льдов Арктики находится примерно 10 млрд тонн нефти, что составляет 13% мировых неразведанных запасов. В Арктике также находится 1550 трлн куб. м природного газа.В этом районе сходятся интересы многих стран мира. В связи с этим в ближайшее время России предстоит борьба c другими странами за расширение внешних границ своего континентального шельфа за пределами 200 морских миль, на которые раньше распространялся суверенитет страны.
Выступая на заседании Совета безопасности по вопросу реализации государственной политики в Арктике в апреле 2014 г., Владимир Путин подчеркнул, что Арктический регион традиционно был и остаётся в сфере особых интересов России. Здесь сконцентрированы практически все аспекты национальной безопасности: военно-политический, экономический, технологический, экологический и ресурсный. «Десятилетиями шаг за шагом Россия укрепляла, наращивала своё присутствие, свои позиции в Арктике, и наша задача – не только их в полной мере восстановить, но и качественно усилить. И этот вектор в государственной политике, в нашем стратегическом планировании нужно чётко, последовательно выдерживать», – подчеркнул президент.
В российской части Арктики живет больше двух миллионов человек. Здесь производится около 15% ВВП, добывается 80% российского газа, 95% металлов платиновой группы, более 85% никеля и кобальта, около 60% меди, значительная часть российских алмазов. По оценкам экспертов, общие запасы топливно-энергетических ресурсов арктической части РФ превышают 1,6 триллиона тонн, а континентальный шельф содержит около четверти всех шельфовых запасов углеводородного сырья в мире. По данным МЧС РФ, общая стоимость полезных ископаемых, сосредоточенных в Арктическом регионе России, превышает 30 триллионов долларов. Специалисты уверены, что центр тяжести нефтегазодобычи РФ будет постепенно смещаться на шельф арктических морей.
Кроме ископаемых Арктика интересует Россию с транспортной точки зрения, так как рассматривается в качестве более дешевой альтернативы Суэцкому каналу для транспортировки грузов. Через Арктическую зону пролегает одна из наиболее перспективных мировых транспортных артерий – Северный морской путь (СМП). По оценке российских экспертов, если ввести СМП в постоянную эксплуатацию и обеспечить по нему круглогодичную навигацию, то это колоссально удешевит доставку коммерческих грузов между Европой, Азией и Америкой. Например, если расстояние, которое проходят суда из Мурманска в Японию через Суэцкий канал, составляет 12 840 морских миль, то через СМП это будет только 5770 морских миль. В 2015 г. объем грузоперевозок по Севморпути увеличился и составил чуть более 5 млн тонн, сообщили в ФГКУ «Администрация Северного морского пути». Администрация СМП выдала разрешения на проход 697 кораблям, в том числе 124 иностранным. Причем, антироссийские санкции не повлияли на грузоперевозки.
Основы государственной политики в Арктике были утверждены президентом РФ Владимиром Путиным еще в 2008 году. В соответствии с ними была разработана программа «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденная премьер-министром Дмитрием Медведевым в апреле 2014 г. В марте 2015 г. правительство РФ утвердило положение о Государственной комиссии по вопросам развития Арктики во главе с вице-премьером Дмитрием Рогозиным, которая отвечает за ее социально-экономическое, политическое и военное развитие.
Конечно, развитие Арктики потребует серьезных средств. По оценкам экспертов российского правительства, в ближайшие пять лет это потребует вложений в размере 220 млрд руб. Но кроме денег важна и стратегия. Вице-премьер правительства РФ и председатель Госкомиссии по вопросам развития АрктикиДмитрий Рогозин в своем выступлении на форуме «Арктика: настоящее и будущее» обозначил приоритеты российской арктической политики.
По его словам, первый и главный из этих приоритетов – развитие человеческого капитала. «Люди, живущие в суровых условиях, достойны уважения и хороших условий жизни», – отметил вице-премьер. Здесь крайне важна региональная повестка: экономическое развитие арктических субъектов страны и реализация наиболее перспективных региональных проектов. Это и вопрос развития инфраструктуры – создания новых рабочих мест, привлечение высококвалифицированных кадров в регион, строительство нового жилья, модернизация отопительных систем и т.д.
Второй приоритет для России в регионе – безопасность. Это как обеспечение национальной безопасности, так и как необходимое условие – социально-экономическое развитие северных территорий. Взаимодействие гражданских и оборонных секторов позволяет эффективно достигать этих целей. Дмитрий Рогозин подчеркнул, что восстановление Россией военной инфраструктуры – не милитаризация Арктики, а способ обеспечения нормальной жизнедеятельности в регионе. Минобороны России сейчас активно строит военные базы в Арктике и другую инфраструктуру, ОПК разрабатывает и начинает производство специальной арктической техники и оружия.
По данным Генштаба МО РФ, в начале декабря основные работы по развертыванию и обустройству шести военных баз на арктических островах и материковой части России были почти полностью завершены. К эксплуатации уже готовы ключевые объекты инфраструктуры (административно-жилищные комплексы, аэродромы, а также боевые позиции арктических частей и подразделений). Базы развернуты на островах Котельный (Новосибирские острова), Земля Александры (входит в архипелаг Земля Франца-Иосифа), Средний (Северная Земля), а также в поселке Рогачево (Новая Земля), на мысе Шмидта и острове Врангеля (входят в Чукотский автономный округ). Усиление группировок в арктической зоне планируется завершить к концу 2016 года, в течение 2017 года намечено завершить возведение оставшихся инфраструктурных объектов и совершенствование аэродромной сети, чтобы к 2018 году иметь в Арктике самодостаточные мобильные группировки войск в составе трех бригад.
Третий приоритет – мобильная и транспортная доступность. Россия в силах сделать СМП круглогодичным и внесезонным, считает Дмитрий Рогозин. По его словам, модель СМП должна быть усовершенствована, и госкомиссия по Арктике работает над этим вопросом. В частности, в рамках этого проекта должны быть увязаны все виды транспорта. Строительство трех новых ледоколов, плавучего энергоблока мощностью 60 МВт, развитие Белкомура и новые инфраструктурные проекты с Китаем, о чем стороны ведут переговоры, позволят загрузить и использовать этот конкурентоспособный маршрут. По мнению вице-премьера, со вступлением в силу федерального закона о государственно-частном партнерстве (ГЧП) именно этот механизм станет эффективно работать в Арктике.
В качестве четвертого приоритета вице-премьер назвал эффективное использование ресурсной базы региона. Арктика, по образному выражению Дмитрия Рогозина, это «холодильник», в который природой сложено все самое необходимое. «Гадить там не надо. Если приходить, то приходить с экологически выверенными технологиями», подчеркнул он, напомнив, что «наследие» прошлого убирают в Арктике до сих пор.
Вице-премьер также обратил внимание на необходимость развития правовых механизмов развития Арктики, в частности, проработку законодательства, регулирующего государственно-частное и муниципально-частное партнерства.
Огромное значение имеет работа над законом «Об арктической зоне Российской Федерации», которая, как сообщают в Госдуме и Совете Федерации России, уже перешла в практическую плоскость. В законе должны найти отражение особые подходы к бюджетной, налоговой и тарифной политике для арктических территорий. Например, возможно применение особых правовых режимов предпринимательской деятельности в Арктике по аналогии с территориями опережающего социально-экономического развития. Чтобы снизить нагрузку на бизнес, необходимо проработать возможность компенсации предприятиям так называемого «северного удорожания».
Особое внимание на форуме было обращено на опыт создания территорий опережающего развития (ТОР) в Арктической зоне. Постановлением правительства Российской Федерации от 21 августа 2015 года в Чукотском автономном округе создана ТОР "Беринговский" с целью разработки Беринговского каменноугольного бассейна с объемом инвестиций 8 млрд рублей и созданием на первом этапе 450 рабочих мест. Предполагается, что к 2030 году будет создано уже 2,5 тысячи рабочих мест, что для Чукотки с населением 50 тысяч человек является весьма существенным».
Развитию Севморпути, безусловно, будет способствовать расширение по инициативе президента Путина режима свободного порта (успешно реализуемого в настоящее время во Владивостоке) на арктические порты Чукотки – Анадырь, Беринговский, Эквекинот, Провидения и Певек.
Главным итогом работы форума стала резолюция с предложениями и рекомендациями, которая будет направлена в Госкомиссию по вопросам развития Арктики и Минэкономразвития РФ для совершенствования госрегулирования и администрирования в сфере социально-экономического развития Арктической зоны РФ и сопутствующей инфраструктуры.
Как отмечают эксперты, Россия отходит от прежних принципов освоения Арктики крупными коммерческими структурами и присутствия в регионе исключительно за счет сырьевого сектора. Сегодня важно не только экономическое, но и постоянное политическое, военное и общественно-культурное присутствие в регионе, скорейшее создание там современной инфраструктуры (транспорта, энергетики, связи), внедрение новых моделей жизнедеятельности человека в арктических условиях.
Освоение Арктики чем-то похоже на покорение космоса: это не только романтика, но и новые технологии и инновации. Арктика должна и может стать локомотивом инновационного развития России. Но здесь нужны новые подходы, новые «зеленые» технологии, которые экономят топливо, снижают выбросы и помогают улучшать экологию и сберегать уникальную природу. А это сделает Арктику еще и привлекательной территорией для туризма.
Кстати, в 2015 году только арктические архипелаги Архангельской области приняли на 70% больше туристов, чем в 2014 году. Кроме того, в 2015 году морские порты региона приняли 23 круиза и 4 тысячи туристов из 41 страны мира. В 2016 году уже запланировано 11 круизов с заходом в национальный парк «Русская Арктика». А правительство Архангельской области выступило с предложениями сделать российскую Арктику ещё более доступной для туристов.
Все это говорит о том, что Россия идет в Арктику всерьез, основательно и навсегда, ибо будущее страны отныне во многом будет формироваться именно там.
Форум стал еще одним знаком растущего внимания государства, общественности и бизнеса России к Арктическому региону, приобретающему в последние годы особое значение для национальных интересов РФ.
Ни для кого уже не секрет, что Арктика постепенно превращается в один из мировых центров добычи углеводородов и мощный узел международных транспортных коммуникаций. По данным журнала Science, под толщей льдов Арктики находится примерно 10 млрд тонн нефти, что составляет 13% мировых неразведанных запасов. В Арктике также находится 1550 трлн куб. м природного газа.В этом районе сходятся интересы многих стран мира. В связи с этим в ближайшее время России предстоит борьба c другими странами за расширение внешних границ своего континентального шельфа за пределами 200 морских миль, на которые раньше распространялся суверенитет страны.
Выступая на заседании Совета безопасности по вопросу реализации государственной политики в Арктике в апреле 2014 г., Владимир Путин подчеркнул, что Арктический регион традиционно был и остаётся в сфере особых интересов России. Здесь сконцентрированы практически все аспекты национальной безопасности: военно-политический, экономический, технологический, экологический и ресурсный. «Десятилетиями шаг за шагом Россия укрепляла, наращивала своё присутствие, свои позиции в Арктике, и наша задача – не только их в полной мере восстановить, но и качественно усилить. И этот вектор в государственной политике, в нашем стратегическом планировании нужно чётко, последовательно выдерживать», – подчеркнул президент.
В российской части Арктики живет больше двух миллионов человек. Здесь производится около 15% ВВП, добывается 80% российского газа, 95% металлов платиновой группы, более 85% никеля и кобальта, около 60% меди, значительная часть российских алмазов. По оценкам экспертов, общие запасы топливно-энергетических ресурсов арктической части РФ превышают 1,6 триллиона тонн, а континентальный шельф содержит около четверти всех шельфовых запасов углеводородного сырья в мире. По данным МЧС РФ, общая стоимость полезных ископаемых, сосредоточенных в Арктическом регионе России, превышает 30 триллионов долларов. Специалисты уверены, что центр тяжести нефтегазодобычи РФ будет постепенно смещаться на шельф арктических морей.
Кроме ископаемых Арктика интересует Россию с транспортной точки зрения, так как рассматривается в качестве более дешевой альтернативы Суэцкому каналу для транспортировки грузов. Через Арктическую зону пролегает одна из наиболее перспективных мировых транспортных артерий – Северный морской путь (СМП). По оценке российских экспертов, если ввести СМП в постоянную эксплуатацию и обеспечить по нему круглогодичную навигацию, то это колоссально удешевит доставку коммерческих грузов между Европой, Азией и Америкой. Например, если расстояние, которое проходят суда из Мурманска в Японию через Суэцкий канал, составляет 12 840 морских миль, то через СМП это будет только 5770 морских миль. В 2015 г. объем грузоперевозок по Севморпути увеличился и составил чуть более 5 млн тонн, сообщили в ФГКУ «Администрация Северного морского пути». Администрация СМП выдала разрешения на проход 697 кораблям, в том числе 124 иностранным. Причем, антироссийские санкции не повлияли на грузоперевозки.
Основы государственной политики в Арктике были утверждены президентом РФ Владимиром Путиным еще в 2008 году. В соответствии с ними была разработана программа «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденная премьер-министром Дмитрием Медведевым в апреле 2014 г. В марте 2015 г. правительство РФ утвердило положение о Государственной комиссии по вопросам развития Арктики во главе с вице-премьером Дмитрием Рогозиным, которая отвечает за ее социально-экономическое, политическое и военное развитие.
Конечно, развитие Арктики потребует серьезных средств. По оценкам экспертов российского правительства, в ближайшие пять лет это потребует вложений в размере 220 млрд руб. Но кроме денег важна и стратегия. Вице-премьер правительства РФ и председатель Госкомиссии по вопросам развития АрктикиДмитрий Рогозин в своем выступлении на форуме «Арктика: настоящее и будущее» обозначил приоритеты российской арктической политики.
По его словам, первый и главный из этих приоритетов – развитие человеческого капитала. «Люди, живущие в суровых условиях, достойны уважения и хороших условий жизни», – отметил вице-премьер. Здесь крайне важна региональная повестка: экономическое развитие арктических субъектов страны и реализация наиболее перспективных региональных проектов. Это и вопрос развития инфраструктуры – создания новых рабочих мест, привлечение высококвалифицированных кадров в регион, строительство нового жилья, модернизация отопительных систем и т.д.
Второй приоритет для России в регионе – безопасность. Это как обеспечение национальной безопасности, так и как необходимое условие – социально-экономическое развитие северных территорий. Взаимодействие гражданских и оборонных секторов позволяет эффективно достигать этих целей. Дмитрий Рогозин подчеркнул, что восстановление Россией военной инфраструктуры – не милитаризация Арктики, а способ обеспечения нормальной жизнедеятельности в регионе. Минобороны России сейчас активно строит военные базы в Арктике и другую инфраструктуру, ОПК разрабатывает и начинает производство специальной арктической техники и оружия.
По данным Генштаба МО РФ, в начале декабря основные работы по развертыванию и обустройству шести военных баз на арктических островах и материковой части России были почти полностью завершены. К эксплуатации уже готовы ключевые объекты инфраструктуры (административно-жилищные комплексы, аэродромы, а также боевые позиции арктических частей и подразделений). Базы развернуты на островах Котельный (Новосибирские острова), Земля Александры (входит в архипелаг Земля Франца-Иосифа), Средний (Северная Земля), а также в поселке Рогачево (Новая Земля), на мысе Шмидта и острове Врангеля (входят в Чукотский автономный округ). Усиление группировок в арктической зоне планируется завершить к концу 2016 года, в течение 2017 года намечено завершить возведение оставшихся инфраструктурных объектов и совершенствование аэродромной сети, чтобы к 2018 году иметь в Арктике самодостаточные мобильные группировки войск в составе трех бригад.
Третий приоритет – мобильная и транспортная доступность. Россия в силах сделать СМП круглогодичным и внесезонным, считает Дмитрий Рогозин. По его словам, модель СМП должна быть усовершенствована, и госкомиссия по Арктике работает над этим вопросом. В частности, в рамках этого проекта должны быть увязаны все виды транспорта. Строительство трех новых ледоколов, плавучего энергоблока мощностью 60 МВт, развитие Белкомура и новые инфраструктурные проекты с Китаем, о чем стороны ведут переговоры, позволят загрузить и использовать этот конкурентоспособный маршрут. По мнению вице-премьера, со вступлением в силу федерального закона о государственно-частном партнерстве (ГЧП) именно этот механизм станет эффективно работать в Арктике.
В качестве четвертого приоритета вице-премьер назвал эффективное использование ресурсной базы региона. Арктика, по образному выражению Дмитрия Рогозина, это «холодильник», в который природой сложено все самое необходимое. «Гадить там не надо. Если приходить, то приходить с экологически выверенными технологиями», подчеркнул он, напомнив, что «наследие» прошлого убирают в Арктике до сих пор.
Вице-премьер также обратил внимание на необходимость развития правовых механизмов развития Арктики, в частности, проработку законодательства, регулирующего государственно-частное и муниципально-частное партнерства.
Огромное значение имеет работа над законом «Об арктической зоне Российской Федерации», которая, как сообщают в Госдуме и Совете Федерации России, уже перешла в практическую плоскость. В законе должны найти отражение особые подходы к бюджетной, налоговой и тарифной политике для арктических территорий. Например, возможно применение особых правовых режимов предпринимательской деятельности в Арктике по аналогии с территориями опережающего социально-экономического развития. Чтобы снизить нагрузку на бизнес, необходимо проработать возможность компенсации предприятиям так называемого «северного удорожания».
Особое внимание на форуме было обращено на опыт создания территорий опережающего развития (ТОР) в Арктической зоне. Постановлением правительства Российской Федерации от 21 августа 2015 года в Чукотском автономном округе создана ТОР "Беринговский" с целью разработки Беринговского каменноугольного бассейна с объемом инвестиций 8 млрд рублей и созданием на первом этапе 450 рабочих мест. Предполагается, что к 2030 году будет создано уже 2,5 тысячи рабочих мест, что для Чукотки с населением 50 тысяч человек является весьма существенным».
Развитию Севморпути, безусловно, будет способствовать расширение по инициативе президента Путина режима свободного порта (успешно реализуемого в настоящее время во Владивостоке) на арктические порты Чукотки – Анадырь, Беринговский, Эквекинот, Провидения и Певек.
Главным итогом работы форума стала резолюция с предложениями и рекомендациями, которая будет направлена в Госкомиссию по вопросам развития Арктики и Минэкономразвития РФ для совершенствования госрегулирования и администрирования в сфере социально-экономического развития Арктической зоны РФ и сопутствующей инфраструктуры.
Как отмечают эксперты, Россия отходит от прежних принципов освоения Арктики крупными коммерческими структурами и присутствия в регионе исключительно за счет сырьевого сектора. Сегодня важно не только экономическое, но и постоянное политическое, военное и общественно-культурное присутствие в регионе, скорейшее создание там современной инфраструктуры (транспорта, энергетики, связи), внедрение новых моделей жизнедеятельности человека в арктических условиях.
Освоение Арктики чем-то похоже на покорение космоса: это не только романтика, но и новые технологии и инновации. Арктика должна и может стать локомотивом инновационного развития России. Но здесь нужны новые подходы, новые «зеленые» технологии, которые экономят топливо, снижают выбросы и помогают улучшать экологию и сберегать уникальную природу. А это сделает Арктику еще и привлекательной территорией для туризма.
Кстати, в 2015 году только арктические архипелаги Архангельской области приняли на 70% больше туристов, чем в 2014 году. Кроме того, в 2015 году морские порты региона приняли 23 круиза и 4 тысячи туристов из 41 страны мира. В 2016 году уже запланировано 11 круизов с заходом в национальный парк «Русская Арктика». А правительство Архангельской области выступило с предложениями сделать российскую Арктику ещё более доступной для туристов.
Все это говорит о том, что Россия идет в Арктику всерьез, основательно и навсегда, ибо будущее страны отныне во многом будет формироваться именно там.
Автор: Михаил Большаков
http://www.tpp-inform.ru/analytic_journal/6449.html
Похожие темы
» Станет ли Россия исламской?
» Янис Юрканс: Латвия на грани бунта, двери ЕС захлопываются навсегда
» Вторая волна чекистов идет во власть
» Забытая Россия
» Россия без союзников?
» Янис Юрканс: Латвия на грани бунта, двери ЕС захлопываются навсегда
» Вторая волна чекистов идет во власть
» Забытая Россия
» Россия без союзников?
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения