Обманчивая тишина гор
Губкинский информационно-правовой форум :: Политика. В России и мире :: Россия :: Кабардино-Балкария
Страница 1 из 1
Обманчивая тишина гор
В Кабардино-Балкарии зреет еще один очаг напряженности на Северном Кавказе?
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Кабардино-Балкария считается одним из спокойных по кавказским меркам регионов. Сообщения о терактах, КТО, межэтнических конфликтах отсюда приходят не раз в несколько дней, как из того же Дагестана, а раз в несколько месяцев. Однако интернет-портал СКФОnews распространил доклад, «подготовленный Центром консервативных исследований Социологического факультета МГУ», где сообщается, что многие факты притеснения русскоязычного населения республики не придаются огласке. Так, на условиях анонимности сотрудник одного из ведущих в стране информагентств рассказал следующее: «Информация о притеснениях русских в агентство приходит, однако в ленты не попадает, мы это не даём. Если информация появляется, то руководство соответствующей республики звонит напрямую нашему руководству в Москву, мол, «вы чего разжигаете межнациональную рознь». А те, соответственно, «дают по башке» нашему руководству. Так что подобные новости убирают от греха подальше».
«Когда-то «Газета Юга» уделяла большое внимание теме притеснения русских, однако после нападения на главного редактора публикации прекратились. И прошу меня тоже нигде не упоминать, встречаться не буду, контактов никаких не дам. Главный запрещает поднимать эту тему вообще»,– приводятся в докладе слова бывшего корреспондента «Газеты Юга».
Вот ещё несколько выдержек из разговоров с русскими жителями республики. «Здесь реально притесняют русских и тех, кто поднимает эту тему. Мне самому поджигали квартиру кабардинцы, срывали газовый вентиль, чуть не задохнулся весь подъезд. Я опасаюсь за свою жизнь и за жизнь своих близких, здесь с этим не шутят. Власти покрывают любые выходки в адрес русских со стороны кабардинцев и адыгов, а в прессе эта тема замалчивается» (Депутат законодательного собрания, г. Прохладный, КБР).
«После моей статьи о ситуации в Майском районе, где я коснулся темы притеснений русских, меня посетили сотрудники ФСБ и МВД, а затем вызвали в прокуратуру, где допрашивали четыре часа. Честно говоря, я реально струхнул и отказался от своих слов, изложенных в статье. Пока воздержусь от написания подобных текстов» (Профессиональный инженер-строитель, возраст за 50 лет, общественный деятель, г. Майский, КБР).
«Бывало и взрослых избивали. Бывало детей избивали, ну а теперь уже пошёл полный беспредел. Так что мы готовы уже на «шашки наголо!» Как увидели, приехал – так кто кого вырубит, мы уже на это согласны. Жить невыносимо» (Александр Павловский, начальник штаба Янтарненской казачьей общины).
«В Кабардино-Балкарии продолжают жить мои родственники, близкие мне люди. Прожив всю жизнь, там я в некоторой степени смирилась с безразличием и наплевательским отношением к русскому народу. Подавляющее большинство русских так же мирится с этим только потому, что надо продолжать как-то жить. В моей жизни часто приходилось сталкиваться с угрозами и натиском кабардинцев» (Девушка 30-ти лет, бывшая жительница КБР, сейчас живёт в Москве).
«Прохладный, как русскоязычный город скоро умрет. И никто этого не изменит» (Леонид Шимко, Прохладный, КБР).
«В русских населённых пунктах участковыми уполномоченными милиции назначаются кабардинцы из других населённых пунктов. Это давно в порядке вещей. При этом никогда русского не назначат участковым в кабардинское село» (Казак, 35 лет).
Впрочем, не только русские, но и балкарцы чувствуют себя в республике людьми «на вторых ролях». Не случайно, протестовавшие на Манежной площади три года назад балкарцы заявляли о том, что вся власть здесь принадлежит кабардинским кланам.
На обострение межэтнической напряжённости в республике влияет ухудшение экономической ситуации. После расстрела группы туристов в феврале 2011 года поток горнолыжников сюда значительно сократился.
Социально-экономические проблемы приводят к укоренению ваххабизма. Так, согласно данным информационного агентства Medium Orient в Кабардино-Балкарии с 2005 по 2012 год почти в 10 раз (с 6% до 59%) выросло число тех, кто считает распространение ваххабизма одной из главных угроз безопасности в республике. Наибольшую обеспокоенность населения вызывает, прежде всего, стремительный рост исламского радикализма в республике и связанный с этим всплеск насилия.
- Кабардино-Балкария, если разобраться, уже сегодня стала горячей точкой, - говорит писательница, главный редактор Северо-Кавказского новостного агентства Наталья Макеева. - До СМИ доходит в лучшем случае десятая часть информации о произошедших в республике межэтнических стычках, КТО и прочих инцидентах. Об этом мне говорили практически все жители республики, с кем доводилось общаться на эту тему.
- Рост приверженцев ваххабизма – главная проблема в республике?
- Как известно, активная работа, направленная на отторжение Северного Кавказа от России продолжается. Из Саудовской Аравии и других арабских стран поступает религиозная литература, влияющая на умонастроения местной молодёжи. Но далеко не все из тех, кто называют себя ваххабитами и уходят в бандформирования, действуют из идейных соображений. Существуют и достаточно объективные причины, почему молодёжь, как в республике, так и на всём Кавказе, уходит в горы. Очень многие молодые люди озлоблены на неправомочные действия правоохранительных органов. Мне рассказывали случаи, когда силовики забирали из семьи молодого человека, который никогда не был никаким ваххабитом, увозили, иногда даже деньги требовали у семьи за то, чтобы задержанного отпустили. Понятно, что многие из тех несправедливо пострадавших, кто побывал в руках полиции или тем более в тюрьме, готовы мстить по личным соображениям, но им удобнее при этом называть себя ваххабитами. При этом надо иметь в виду, что горцы более сплочённая среда, чем жители Центральной России. Если, к примеру, забрали по надуманному обвинению одного из членов семьи, его брат может уйти в активно действующую бандгруппу. По большому счёту, данная ситуация характерна для большей части Северного Кавказа.
- Из некоторых приведённых вашим порталом высказываний русских жителей Кабардино-Балкарии создаётся впечатление, что часть русского населения республики доведена до крайности….
- Да, люди обозлены. Но надо иметь в виду, что русских здесь сильно деморализованы. Это такая своего рода социальная депрессия. Казаки часто могут на словах «размахивать шашками», но все словами и ограничивается. Сейчас самое большее, что происходит время от времени – драки между русской и кавказской молодёжью. Хотя, повторяю, если подобная ситуация будет сохраняться, я не исключаю, что в будущем дойдёт и до вооружённых стычек. Надо понимать, что те, кто хотели и могли уехать – уже уехали. Остались те, кто уезжать не хочет или кому уезжать некуда. Многие казаки, живущие на территории нынешней Кабардино-Балкарии, коренные жители, предки которых оказались здесь несколько столетий назад, и они не собираются покидать свою землю. Эти люди будут защищать себя до конца.
- В какой стадии сейчас взаимоотношения между кабардинцами и балкарцами?
- Это два некомплиментарных этноса. При Сталине республики нередко формировались по такому принципу, чтобы населяющие их народы мешали друг другу развивать сепаратизм. Что мы сегодня и наблюдаем. Балкарцы в большей степени солидаризуются с русскими, несмотря, на то, что они мусульмане. Кабардинцы в республике занимают практически всех ключевые посты. Причём в последнее время применяется одна уловка. Как рассказывали мне знакомые балкарцы, если вы слышите русскую фамилию того или иного чиновника, то это ещё не значит, что он русский. Иногда специально сажают на престижные должности людей с фамилиями, похожими на русские. Ну, а так как ключевые посты занимают кабардинцы, то в силу кланового сознания, они начинают подтягивать к себе всех своих родственников. Поэтому и бизнесом заниматься кабардинцам удобнее. В Кабардино-Балкарии, как, впрочем, и почти везде в России, не имея административного ресурса, бизнес вести очень сложно. Если делать всё по закону, не только не заработаешь, но ещё и должен останешься.
Балкарцы, конечно, также недовольны сложившимся положением вещей. Но протестуют они в основном при помощи разного рода гражданских акций. Балкарские организации стараются действовать в рамках закона. Был даже случай, когда у одной балкарской общественной организации подожгли офис. Поджигателя нашли, им оказался совсем ещё молодой парень. Балкарцы попросили его не сажать, так как, по их мнению, его «кто-то накрутил», и сидеть в тюрьме за бутылку с зажигательной смесью, брошенную в окно, - слишком жёсткое наказание.
- Ситуация в экономике республики сильно влияет на обострение межэтнических отношений?
- Да, конечно. В условиях высокой безработицы русским очень трудно найти работу. А на отдельные должности, судя по всему, закрыт доступ и балкарцам.
Старший преподаватель кафедры политологии и социологии Кабардино-Балкарского государственного университета Исмаил Хочуев видит ситуацию в республике иначе.
- Россия всегда отличалась особым, предельно внимательным отношением к малым народам. Я недавно, вычитал такой факт: первая мечеть в Грозном была построена на средства командующего русской армией на Кавказе Ермолова.
Сегодня я называю Кабардино-Балкарию и Карачаево-Черкесию республиками-близнецами. Кабардинцы и карачаевцы – родственные народы, как в свою очередь и балкарцы с черкесами. Однако получается так, что близкие друг другу народы живут в разных республиках. В 90-е годы, когда внутри России перекраивались многие административные границы, можно было это изменить. Например, Чечено-Ингушская республика разошлась на два субъекта федерации. Однако у нас в Кабардино-Балкарии подобного не произошло. Повлияло множество факторов, в том числе – экономические. Балкарцы живут в основном в горной части республики, а в степных районах проживают кабардинцы. И если горы – это природный, туристический потенциал республики, то на равнине развито сельское хозяйство. Таким образом, эти сферы переплетаются в экономике республики. Наша судьба – жить вместе. Да, в 90-х годах из-за недобросовестности иных политиков, стремившихся заработать быструю популярность, были немалые трения между этносами республики. Мы чуть было не утратили добрососедские отношения. Но в последнее время это напряжение спало. Даже вот такая бытовая подробность: раньше строго контролировалось, чтобы балкарцы и кабардинцы не создавали смешанных семей. Сегодня – это редкость. Определяющим при выборе будущего супруга, является не его национальность, а достаток, положение в обществе, благосостояние его семьи. Мне приходится бывать на множестве массовых мероприятий. Чаще всего, никаких проявлений недоброжелательности между кабардинцами и балкарцами не наблюдается.
- Между тем, многие люди знакомые с ситуацией в республике, утверждают, что значительная часть терактов и прочих эксцессов не получают освещения в СМИ.
- Поверьте, что ни один теракт не был скрыт от общественности. Мы живём в таком информационном пространстве, что никоим образом нельзя замолчать происходящее. И тут роль СМИ даже отходит на второй план. Потому, что у нас, как и во всей России, люди активно пользуются мобильной связью, интернетом. В любом селе республики есть эти коммуникации. Поэтому мы знаем всё, что происходит. У русских есть хорошая поговорка: «Врёт, как очевидец». У нас порой любят преувеличить то, что происходит на самом деле. Громких терактов в последний год не происходило.
- Растёт ли число ваххабитов в республике?
- Да, эта проблема существует. Приверженцы радикальных религий хорошо организованы, связаны между собой. Но я бы не называл их бандитами. Хочется поверить им, что главное для них, служение Богу… Конечно, в их ряды попадают не только люди религиозного плана. Могут втереться и те, кто преследует свои корыстные интересы.
- Насколько характерна для республики проблема оттока русского населения?
- Вопрос серьёзный. Мы все прекрасно понимаем, что значит для Кавказа русское население. Русские для нас – это первые учителя, врачи, инженеры. Именно благодаря русским мы из состояния Средневековья сумели приобщиться к современной цивилизации. Мы помним о тех русских, кто нам дал письменность, кто создавал в республике систему образования, науку. Все здравомыслящие люди в республике сожалеют, что русские уезжают. Это в первую очередь связано с тем, что промышленность республики находится в упадке. Нальчик, который был когда-то индустриальным центром Кабардино-Балкарии, стал каким-то придатком к сельскохозяйственным районам. Вместе с русскими уезжают и армяне, и евреи, да и представители самих титульных этносов.
- А почему русских так мало на руководящих должностях?
- Такая ситуация сложилась в конце 90-х годов. Сейчас она исправляется. Количество русских в управлении, на престижных должностях понемногу становится пропорциональным общей численности русских в республике (примерно 200 тысяч человек из 860 тысяч населения). Например, у нас в Госуниверситете Кабардино-Балкарии многие кафедры возглавляют русскоязычные. Это одна из мер, призванных остановить отток русских из Кабардино-Балкарии. Причём, могу судить по коллективу нашего университета – люди относятся с пониманием к этому процессу. Все согласны, что брать на работу надо исходя из способностей человека, а не его национальности.
- Почему же тогда сокращается численность русского населения в Майском и Прохладном районах республики, где русские живут уже не одно столетие?
- Дело в том, что в экономическом отношении эти районы более стабильны. Там до сих пор сохранены колхозы и совхозы, хотя в других районах давно уже заброшены поля, фермы. Поэтому в эти районы стремятся переехать жители из кабардинских сёл, расположенных по соседству. Власти пытаются ставить какие-то препоны. Например, у нас уже очень трудно прописаться в процветающее русское село Новоивановское. Прописка в этом селе разрешена только бывшим репатриантам из республик СССР. Существуют ограничения для желающих прописаться в город Прохладный. К сожалению, не всегда эти меры срабатывают. Не исключаю, что здесь имеет место коррупция.
«Когда-то «Газета Юга» уделяла большое внимание теме притеснения русских, однако после нападения на главного редактора публикации прекратились. И прошу меня тоже нигде не упоминать, встречаться не буду, контактов никаких не дам. Главный запрещает поднимать эту тему вообще»,– приводятся в докладе слова бывшего корреспондента «Газеты Юга».
Вот ещё несколько выдержек из разговоров с русскими жителями республики. «Здесь реально притесняют русских и тех, кто поднимает эту тему. Мне самому поджигали квартиру кабардинцы, срывали газовый вентиль, чуть не задохнулся весь подъезд. Я опасаюсь за свою жизнь и за жизнь своих близких, здесь с этим не шутят. Власти покрывают любые выходки в адрес русских со стороны кабардинцев и адыгов, а в прессе эта тема замалчивается» (Депутат законодательного собрания, г. Прохладный, КБР).
«После моей статьи о ситуации в Майском районе, где я коснулся темы притеснений русских, меня посетили сотрудники ФСБ и МВД, а затем вызвали в прокуратуру, где допрашивали четыре часа. Честно говоря, я реально струхнул и отказался от своих слов, изложенных в статье. Пока воздержусь от написания подобных текстов» (Профессиональный инженер-строитель, возраст за 50 лет, общественный деятель, г. Майский, КБР).
«Бывало и взрослых избивали. Бывало детей избивали, ну а теперь уже пошёл полный беспредел. Так что мы готовы уже на «шашки наголо!» Как увидели, приехал – так кто кого вырубит, мы уже на это согласны. Жить невыносимо» (Александр Павловский, начальник штаба Янтарненской казачьей общины).
«В Кабардино-Балкарии продолжают жить мои родственники, близкие мне люди. Прожив всю жизнь, там я в некоторой степени смирилась с безразличием и наплевательским отношением к русскому народу. Подавляющее большинство русских так же мирится с этим только потому, что надо продолжать как-то жить. В моей жизни часто приходилось сталкиваться с угрозами и натиском кабардинцев» (Девушка 30-ти лет, бывшая жительница КБР, сейчас живёт в Москве).
«Прохладный, как русскоязычный город скоро умрет. И никто этого не изменит» (Леонид Шимко, Прохладный, КБР).
«В русских населённых пунктах участковыми уполномоченными милиции назначаются кабардинцы из других населённых пунктов. Это давно в порядке вещей. При этом никогда русского не назначат участковым в кабардинское село» (Казак, 35 лет).
Впрочем, не только русские, но и балкарцы чувствуют себя в республике людьми «на вторых ролях». Не случайно, протестовавшие на Манежной площади три года назад балкарцы заявляли о том, что вся власть здесь принадлежит кабардинским кланам.
На обострение межэтнической напряжённости в республике влияет ухудшение экономической ситуации. После расстрела группы туристов в феврале 2011 года поток горнолыжников сюда значительно сократился.
Социально-экономические проблемы приводят к укоренению ваххабизма. Так, согласно данным информационного агентства Medium Orient в Кабардино-Балкарии с 2005 по 2012 год почти в 10 раз (с 6% до 59%) выросло число тех, кто считает распространение ваххабизма одной из главных угроз безопасности в республике. Наибольшую обеспокоенность населения вызывает, прежде всего, стремительный рост исламского радикализма в республике и связанный с этим всплеск насилия.
- Кабардино-Балкария, если разобраться, уже сегодня стала горячей точкой, - говорит писательница, главный редактор Северо-Кавказского новостного агентства Наталья Макеева. - До СМИ доходит в лучшем случае десятая часть информации о произошедших в республике межэтнических стычках, КТО и прочих инцидентах. Об этом мне говорили практически все жители республики, с кем доводилось общаться на эту тему.
- Рост приверженцев ваххабизма – главная проблема в республике?
- Как известно, активная работа, направленная на отторжение Северного Кавказа от России продолжается. Из Саудовской Аравии и других арабских стран поступает религиозная литература, влияющая на умонастроения местной молодёжи. Но далеко не все из тех, кто называют себя ваххабитами и уходят в бандформирования, действуют из идейных соображений. Существуют и достаточно объективные причины, почему молодёжь, как в республике, так и на всём Кавказе, уходит в горы. Очень многие молодые люди озлоблены на неправомочные действия правоохранительных органов. Мне рассказывали случаи, когда силовики забирали из семьи молодого человека, который никогда не был никаким ваххабитом, увозили, иногда даже деньги требовали у семьи за то, чтобы задержанного отпустили. Понятно, что многие из тех несправедливо пострадавших, кто побывал в руках полиции или тем более в тюрьме, готовы мстить по личным соображениям, но им удобнее при этом называть себя ваххабитами. При этом надо иметь в виду, что горцы более сплочённая среда, чем жители Центральной России. Если, к примеру, забрали по надуманному обвинению одного из членов семьи, его брат может уйти в активно действующую бандгруппу. По большому счёту, данная ситуация характерна для большей части Северного Кавказа.
- Из некоторых приведённых вашим порталом высказываний русских жителей Кабардино-Балкарии создаётся впечатление, что часть русского населения республики доведена до крайности….
- Да, люди обозлены. Но надо иметь в виду, что русских здесь сильно деморализованы. Это такая своего рода социальная депрессия. Казаки часто могут на словах «размахивать шашками», но все словами и ограничивается. Сейчас самое большее, что происходит время от времени – драки между русской и кавказской молодёжью. Хотя, повторяю, если подобная ситуация будет сохраняться, я не исключаю, что в будущем дойдёт и до вооружённых стычек. Надо понимать, что те, кто хотели и могли уехать – уже уехали. Остались те, кто уезжать не хочет или кому уезжать некуда. Многие казаки, живущие на территории нынешней Кабардино-Балкарии, коренные жители, предки которых оказались здесь несколько столетий назад, и они не собираются покидать свою землю. Эти люди будут защищать себя до конца.
- В какой стадии сейчас взаимоотношения между кабардинцами и балкарцами?
- Это два некомплиментарных этноса. При Сталине республики нередко формировались по такому принципу, чтобы населяющие их народы мешали друг другу развивать сепаратизм. Что мы сегодня и наблюдаем. Балкарцы в большей степени солидаризуются с русскими, несмотря, на то, что они мусульмане. Кабардинцы в республике занимают практически всех ключевые посты. Причём в последнее время применяется одна уловка. Как рассказывали мне знакомые балкарцы, если вы слышите русскую фамилию того или иного чиновника, то это ещё не значит, что он русский. Иногда специально сажают на престижные должности людей с фамилиями, похожими на русские. Ну, а так как ключевые посты занимают кабардинцы, то в силу кланового сознания, они начинают подтягивать к себе всех своих родственников. Поэтому и бизнесом заниматься кабардинцам удобнее. В Кабардино-Балкарии, как, впрочем, и почти везде в России, не имея административного ресурса, бизнес вести очень сложно. Если делать всё по закону, не только не заработаешь, но ещё и должен останешься.
Балкарцы, конечно, также недовольны сложившимся положением вещей. Но протестуют они в основном при помощи разного рода гражданских акций. Балкарские организации стараются действовать в рамках закона. Был даже случай, когда у одной балкарской общественной организации подожгли офис. Поджигателя нашли, им оказался совсем ещё молодой парень. Балкарцы попросили его не сажать, так как, по их мнению, его «кто-то накрутил», и сидеть в тюрьме за бутылку с зажигательной смесью, брошенную в окно, - слишком жёсткое наказание.
- Ситуация в экономике республики сильно влияет на обострение межэтнических отношений?
- Да, конечно. В условиях высокой безработицы русским очень трудно найти работу. А на отдельные должности, судя по всему, закрыт доступ и балкарцам.
Старший преподаватель кафедры политологии и социологии Кабардино-Балкарского государственного университета Исмаил Хочуев видит ситуацию в республике иначе.
- Россия всегда отличалась особым, предельно внимательным отношением к малым народам. Я недавно, вычитал такой факт: первая мечеть в Грозном была построена на средства командующего русской армией на Кавказе Ермолова.
Сегодня я называю Кабардино-Балкарию и Карачаево-Черкесию республиками-близнецами. Кабардинцы и карачаевцы – родственные народы, как в свою очередь и балкарцы с черкесами. Однако получается так, что близкие друг другу народы живут в разных республиках. В 90-е годы, когда внутри России перекраивались многие административные границы, можно было это изменить. Например, Чечено-Ингушская республика разошлась на два субъекта федерации. Однако у нас в Кабардино-Балкарии подобного не произошло. Повлияло множество факторов, в том числе – экономические. Балкарцы живут в основном в горной части республики, а в степных районах проживают кабардинцы. И если горы – это природный, туристический потенциал республики, то на равнине развито сельское хозяйство. Таким образом, эти сферы переплетаются в экономике республики. Наша судьба – жить вместе. Да, в 90-х годах из-за недобросовестности иных политиков, стремившихся заработать быструю популярность, были немалые трения между этносами республики. Мы чуть было не утратили добрососедские отношения. Но в последнее время это напряжение спало. Даже вот такая бытовая подробность: раньше строго контролировалось, чтобы балкарцы и кабардинцы не создавали смешанных семей. Сегодня – это редкость. Определяющим при выборе будущего супруга, является не его национальность, а достаток, положение в обществе, благосостояние его семьи. Мне приходится бывать на множестве массовых мероприятий. Чаще всего, никаких проявлений недоброжелательности между кабардинцами и балкарцами не наблюдается.
- Между тем, многие люди знакомые с ситуацией в республике, утверждают, что значительная часть терактов и прочих эксцессов не получают освещения в СМИ.
- Поверьте, что ни один теракт не был скрыт от общественности. Мы живём в таком информационном пространстве, что никоим образом нельзя замолчать происходящее. И тут роль СМИ даже отходит на второй план. Потому, что у нас, как и во всей России, люди активно пользуются мобильной связью, интернетом. В любом селе республики есть эти коммуникации. Поэтому мы знаем всё, что происходит. У русских есть хорошая поговорка: «Врёт, как очевидец». У нас порой любят преувеличить то, что происходит на самом деле. Громких терактов в последний год не происходило.
- Растёт ли число ваххабитов в республике?
- Да, эта проблема существует. Приверженцы радикальных религий хорошо организованы, связаны между собой. Но я бы не называл их бандитами. Хочется поверить им, что главное для них, служение Богу… Конечно, в их ряды попадают не только люди религиозного плана. Могут втереться и те, кто преследует свои корыстные интересы.
- Насколько характерна для республики проблема оттока русского населения?
- Вопрос серьёзный. Мы все прекрасно понимаем, что значит для Кавказа русское население. Русские для нас – это первые учителя, врачи, инженеры. Именно благодаря русским мы из состояния Средневековья сумели приобщиться к современной цивилизации. Мы помним о тех русских, кто нам дал письменность, кто создавал в республике систему образования, науку. Все здравомыслящие люди в республике сожалеют, что русские уезжают. Это в первую очередь связано с тем, что промышленность республики находится в упадке. Нальчик, который был когда-то индустриальным центром Кабардино-Балкарии, стал каким-то придатком к сельскохозяйственным районам. Вместе с русскими уезжают и армяне, и евреи, да и представители самих титульных этносов.
- А почему русских так мало на руководящих должностях?
- Такая ситуация сложилась в конце 90-х годов. Сейчас она исправляется. Количество русских в управлении, на престижных должностях понемногу становится пропорциональным общей численности русских в республике (примерно 200 тысяч человек из 860 тысяч населения). Например, у нас в Госуниверситете Кабардино-Балкарии многие кафедры возглавляют русскоязычные. Это одна из мер, призванных остановить отток русских из Кабардино-Балкарии. Причём, могу судить по коллективу нашего университета – люди относятся с пониманием к этому процессу. Все согласны, что брать на работу надо исходя из способностей человека, а не его национальности.
- Почему же тогда сокращается численность русского населения в Майском и Прохладном районах республики, где русские живут уже не одно столетие?
- Дело в том, что в экономическом отношении эти районы более стабильны. Там до сих пор сохранены колхозы и совхозы, хотя в других районах давно уже заброшены поля, фермы. Поэтому в эти районы стремятся переехать жители из кабардинских сёл, расположенных по соседству. Власти пытаются ставить какие-то препоны. Например, у нас уже очень трудно прописаться в процветающее русское село Новоивановское. Прописка в этом селе разрешена только бывшим репатриантам из республик СССР. Существуют ограничения для желающих прописаться в город Прохладный. К сожалению, не всегда эти меры срабатывают. Не исключаю, что здесь имеет место коррупция.
Из досье «СП»
В 1989 году в Кабардино-Балкарии проживало больше 240 тысяч русских (почти треть от всего населения республики). Сейчас русских здесь чуть больше 193 тысяч, это чуть больше одной пятой населения Кабардино-Балкарии. И процесс сокращения численности «не титульного» населения продолжается.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Губкинский информационно-правовой форум :: Политика. В России и мире :: Россия :: Кабардино-Балкария
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения