Абхазский кризис: черта, за которой следует развал государства
Страница 1 из 1
Абхазский кризис: черта, за которой следует развал государства
В феврале Абхазия вступила в полосу политической нестабильности. 28 февраля 2013 года в столице Абхазии [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] масштабный митинг оппозиционных сил, на котором было выдвинуто несколько требований, в том числе – об отставке правительства. С тех пор выступления оппозиции не прекращается, вовлекая дополнительные силы. В отличие от России, сегодня оппозиция в Абхазии включает в себя практически все основные партии.
Однако, к несчастью для Абхазии нестабильность эта не представляет серьезной опасности для президента Анкваба. И оппозиция почти наверняка не сможет вырвать у него каких-либо уступок и вообще поколебать его власть.
К несчастью – потому что страна находится в ситуации глубокого кризиса. Отдавшись под покровительство РФ, Абхазия получила вместе с российскими войсками и траншами и все «родимые пятна» российской политико-экономической системы. В маленькой стране эти проблемы представляют много большую угрозу самому существованию государства, чем в необъятной России.
Конечно, еще десять лет назад, ситуация в непризнанной республике была не просто критической – но ужасной.
Те времена хорошо [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] абхазский проправительственный журналист Спартак Жидков:
«Не только 1990-е, но и первая половина 2000-х в Абхазии характеризовалась таким низким уровнем жизни населения, что ни на пенсию, ни на официальную зарплату рядовому человеку было невозможно существовать. Размер пенсии составлял 1-2 доллара, средней зарплаты – 10-15 долларов. Это было во много раз ниже, чем в тот же период в России – при ценах не ниже, а иногда и выше российских. Мелкая торговля, разведение огородов и денежная помощь от родственников из разных стран бывшего СССР – вот что помогало выживать подавляющему большинству жителей. Это время для Абхазии было периодом разрухи, безденежья, безработицы.
Жители республики помнят годы, когда законопослушные граждане опасались выйти на улицу после восьми часов вечера; когда для поездки из одного города в другой следовало собрать группу из нескольких автомобилей, чтобы хотя бы уменьшить риск ограбления; когда на улицах городов происходили «разборки» с применением гранатометов; когда каждую зиму дома, кварталы и целые города сутками оставались без света, воды и отопления; когда из центра Сухума невозможно было дозвониться на окраину столицы; когда на центральных улицах городов помойки соседствовали с пасущимся скотом; когда мизерные пенсии и зарплаты выплачивались с опозданием на многие месяцы. Грабежи, убийства, наркомания, коррупция, почти полная безнаказанность вооруженного человека со связями делали рядового жителя республики совершенно беззащитным, и даже сотрудники силовых структур должны были опасаться всевластия тех, с кем обязаны были бороться.
Именно в 1990-е годы утвердилась практика захватов квартир и домов у русскоязычного населения, именно в этот период тысячи пенсионеров вымерли из-за отсутствия пищи и медикаментов. И обо всех этих негативных явлениях ни один человек не мог высказаться ни в печати, ни с трибуны, чтобы не навлечь на себя агрессивных нападок, обвинений в политической неграмотности и даже в предательстве. Любая критика встречалась громким хором негодующих голосов; журналистам, пытавшимся поднять острые вопросы в печати, угрожали расправой или требовали покинуть республику в кратчайшие сроки. Ни о каком диалоге с оппозицией речи быть не могло – даже слово «оппозиция» в этот период стало практически нецензурным».
Однако и жизнь не стоит на месте. Чтобы государство продолжало существовать, необходимо выстроить работающий государственный механизм.
10 июля 2013 года ведущие политические и общественные силы страны объединились в Координационный совет политических партий и общественных движений Абхазии. В КС входят четыре ведущих политических партии («Форум народного единства Абхазии», «Партия ЭРА», Народная партия РА, «Единая Абхазия») и пять общественных организаций.
22 июля 2012 КС принял декларацию [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку].
Президент Александр Анкваб заявил о готовности к диалогу, однако выразил несогласие и назвал безответственной оценку положения в стране, данную в этой Декларации.
Впрочем, ожидать от Президента согласия с фактическим приговором итогам его правления – было бы трудно.
Что бы понять проблемы, стоящие сегодня перед Абхазией, обратимся к тексту Декларации:
«Власть демонстрирует неспособность и нежелание выработать программу социально-экономического развития на длительную перспективу, в результате чего отсутствует осмысленный подход к вопросам государственного строительства во всех сферах.
Именно поэтому не развивается реальный сектор экономики, не создаются новые и закрываются уже имеющиеся предприятия, а безработица превысила 70% от трудоспособного населения.
В стране отсутствует элементарный правопорядок. Не гарантированы безопасность жизни и имущества граждан. Эта проблема носит крайне острый характер, препятствуя развитию деловой активности, привлечению инвестиций, подрывая имидж нашего государства. Достаточно ознакомиться с многочисленными отзывами об отдыхе в Абхазии, чтобы понять, что идет неуклонный процесс разрушения туристической привлекательности нашей страны, а эта сфера является основой нашей экономики.
Коррупция в Абхазии приобрела такие масштабы и глубину проникновения, что уже воспринимается как неизбежное зло. Она процветает в таких сферах как строительство, формирование бюджета, медицина, образование, судопроизводство, трудоустройство и т. д. И мы не видим ни малейших попыток власти системно бороться с этой болезнью, поразившей весь государственный организм. Это стало очевидным и для наших стратегических партнеров. Свидетельством этого, в частности, являются заявление помощника президента России Т. А. Голиковой, а также размещенная на официальном сайте МИД России информация о том, что «одним из основных факторов, негативно влияющих на деловой климат в Абхазии, представители российского бизнеса считают коррумпированность государственных органов».
Государство самоустранилось от решения проблем экономического восстановления села, являющегося основой сохранения абхазского народа, нашего родного языка и традиционной культуры. Согласно статистическим данным, в селах проживает около 119 тыс. человек. Количество же занятых в сельхозпроизводстве за последние 10 лет сократилось в 10 раз, и на сегодняшний день составляет всего около 350 человек. Фактически в стране нет сельхозпроизводства, а это означает, что отток населения из сел будет продолжаться. Это ведет к непоправимым последствиям для демографической и экономической ситуации в стране. Нет сомнения, что наши опустевшие земли в скором будущем будут заселены, прежде всего, теми, кому с такой безответственной поспешностью сегодня выдаются паспорта.
Очевидным фактом являются бесхозяйственность и разбазаривание государственного имущества. Достаточно вспомнить примеры Сухум ГЭС, санатория МВО, Сухумского мелькомбината и многое другое.
Финансовая политика властей неминуемо ведет страну к банкротству. Подтверждением этому является около 3 млрд. рублей невозвращенных кредитов, фактический развал банковского сектора и концентрация движения капитала в узком кругу избранных.
Кроме того, без ратификации Парламентом были реализованы соглашения о международном экспортном кредите на восстановление железной дороги и банковском кредите. В результате, страна будет вынуждена выплачивать долг в 2 млрд. 700 млн. рублей за экономически необоснованные проекты. При этом совершенно непонятно за счет каких средств будут погашаться эти кредиты. Несмотря на это, национальным банком в Приднестровье был взят новый кредит в размере 250 млн. рублей. Эти средства были зачислены на счет минфина для выплаты внутренних задолженностей. Таким образом, власти фактически загоняют страну в неоплатную долговую яму.
На фоне экономического кризиса происходит неуклонный рост расходов на содержание госаппарата. В частности, только на содержание госохраны с 2006 г. расходы выросли в 8 раз – с 12 до 96 млн. рублей.
Власть крайне безответственно отнеслась к возможности дальнейшего государственного строительства и восстановления экономики при поддержке нашего стратегического партнера. Большая часть средств российской помощи пошла на строительство и восстановление объектов, неспособных дать экономической отдачи. Кроме того, акты проверки Счетной палаты, выявили завышение стоимости выполненных работ на сумму свыше 700 млн. рублей.
Все это подрывает доверие к нам, как надежным партнерам и союзникам в вопросах международной политики.
Серьезную обеспокоенность вызывает состояние наших границ, особенно положение дел на р. Ингур. Не смотря на то, что значительную часть задач в этой области взяли на себя российские войска, они не могут и не должны брать на себя решение всех проблем. В то же время пограничные части республики на протяжении многих лет справлявшиеся со своими задачами и ставшие элитными подразделениями ВС РА практически расформированы. Считаем такую политику недальновидной и непоследовательной.
Вызывает также недоумение строительство дополнительных пропускных пунктов с Грузией, фактически потворствование ее новой политике вовлечения.
В стране, в результате концентрации власти в одних руках, наблюдается ослабление полномочий органов государственной власти и местного самоуправления, являющегося важнейшим механизмом гражданского общества. Ярким признаком работы правительства, районных администраций и собраний стала безынициативность и ожидание команд сверху.
Это лишь небольшой перечень проблем, порожденных непродуманной внутренней и внешней политикой руководства страны. Очевидно, что стиль и авторитарные методы правления исполнительной власти подвели наше общество к опасной черте, за которой следует развал государства.
Нынешняя система власти не дает возможности решения многочисленных, не терпящих отлагательства проблем. Она нуждается в коренном изменении и реформировании».
У абхазской оппозиции получились прямо тезисы Мартина Лютера. Но приведут ли они к реальному изменению положения вещей?
Я лично сомневаюсь в этом.
Однако, к несчастью для Абхазии нестабильность эта не представляет серьезной опасности для президента Анкваба. И оппозиция почти наверняка не сможет вырвать у него каких-либо уступок и вообще поколебать его власть.
К несчастью – потому что страна находится в ситуации глубокого кризиса. Отдавшись под покровительство РФ, Абхазия получила вместе с российскими войсками и траншами и все «родимые пятна» российской политико-экономической системы. В маленькой стране эти проблемы представляют много большую угрозу самому существованию государства, чем в необъятной России.
Конечно, еще десять лет назад, ситуация в непризнанной республике была не просто критической – но ужасной.
Те времена хорошо [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] абхазский проправительственный журналист Спартак Жидков:
«Не только 1990-е, но и первая половина 2000-х в Абхазии характеризовалась таким низким уровнем жизни населения, что ни на пенсию, ни на официальную зарплату рядовому человеку было невозможно существовать. Размер пенсии составлял 1-2 доллара, средней зарплаты – 10-15 долларов. Это было во много раз ниже, чем в тот же период в России – при ценах не ниже, а иногда и выше российских. Мелкая торговля, разведение огородов и денежная помощь от родственников из разных стран бывшего СССР – вот что помогало выживать подавляющему большинству жителей. Это время для Абхазии было периодом разрухи, безденежья, безработицы.
Жители республики помнят годы, когда законопослушные граждане опасались выйти на улицу после восьми часов вечера; когда для поездки из одного города в другой следовало собрать группу из нескольких автомобилей, чтобы хотя бы уменьшить риск ограбления; когда на улицах городов происходили «разборки» с применением гранатометов; когда каждую зиму дома, кварталы и целые города сутками оставались без света, воды и отопления; когда из центра Сухума невозможно было дозвониться на окраину столицы; когда на центральных улицах городов помойки соседствовали с пасущимся скотом; когда мизерные пенсии и зарплаты выплачивались с опозданием на многие месяцы. Грабежи, убийства, наркомания, коррупция, почти полная безнаказанность вооруженного человека со связями делали рядового жителя республики совершенно беззащитным, и даже сотрудники силовых структур должны были опасаться всевластия тех, с кем обязаны были бороться.
Именно в 1990-е годы утвердилась практика захватов квартир и домов у русскоязычного населения, именно в этот период тысячи пенсионеров вымерли из-за отсутствия пищи и медикаментов. И обо всех этих негативных явлениях ни один человек не мог высказаться ни в печати, ни с трибуны, чтобы не навлечь на себя агрессивных нападок, обвинений в политической неграмотности и даже в предательстве. Любая критика встречалась громким хором негодующих голосов; журналистам, пытавшимся поднять острые вопросы в печати, угрожали расправой или требовали покинуть республику в кратчайшие сроки. Ни о каком диалоге с оппозицией речи быть не могло – даже слово «оппозиция» в этот период стало практически нецензурным».
Однако и жизнь не стоит на месте. Чтобы государство продолжало существовать, необходимо выстроить работающий государственный механизм.
10 июля 2013 года ведущие политические и общественные силы страны объединились в Координационный совет политических партий и общественных движений Абхазии. В КС входят четыре ведущих политических партии («Форум народного единства Абхазии», «Партия ЭРА», Народная партия РА, «Единая Абхазия») и пять общественных организаций.
22 июля 2012 КС принял декларацию [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку].
Президент Александр Анкваб заявил о готовности к диалогу, однако выразил несогласие и назвал безответственной оценку положения в стране, данную в этой Декларации.
Впрочем, ожидать от Президента согласия с фактическим приговором итогам его правления – было бы трудно.
Что бы понять проблемы, стоящие сегодня перед Абхазией, обратимся к тексту Декларации:
«Власть демонстрирует неспособность и нежелание выработать программу социально-экономического развития на длительную перспективу, в результате чего отсутствует осмысленный подход к вопросам государственного строительства во всех сферах.
Именно поэтому не развивается реальный сектор экономики, не создаются новые и закрываются уже имеющиеся предприятия, а безработица превысила 70% от трудоспособного населения.
В стране отсутствует элементарный правопорядок. Не гарантированы безопасность жизни и имущества граждан. Эта проблема носит крайне острый характер, препятствуя развитию деловой активности, привлечению инвестиций, подрывая имидж нашего государства. Достаточно ознакомиться с многочисленными отзывами об отдыхе в Абхазии, чтобы понять, что идет неуклонный процесс разрушения туристической привлекательности нашей страны, а эта сфера является основой нашей экономики.
Коррупция в Абхазии приобрела такие масштабы и глубину проникновения, что уже воспринимается как неизбежное зло. Она процветает в таких сферах как строительство, формирование бюджета, медицина, образование, судопроизводство, трудоустройство и т. д. И мы не видим ни малейших попыток власти системно бороться с этой болезнью, поразившей весь государственный организм. Это стало очевидным и для наших стратегических партнеров. Свидетельством этого, в частности, являются заявление помощника президента России Т. А. Голиковой, а также размещенная на официальном сайте МИД России информация о том, что «одним из основных факторов, негативно влияющих на деловой климат в Абхазии, представители российского бизнеса считают коррумпированность государственных органов».
Государство самоустранилось от решения проблем экономического восстановления села, являющегося основой сохранения абхазского народа, нашего родного языка и традиционной культуры. Согласно статистическим данным, в селах проживает около 119 тыс. человек. Количество же занятых в сельхозпроизводстве за последние 10 лет сократилось в 10 раз, и на сегодняшний день составляет всего около 350 человек. Фактически в стране нет сельхозпроизводства, а это означает, что отток населения из сел будет продолжаться. Это ведет к непоправимым последствиям для демографической и экономической ситуации в стране. Нет сомнения, что наши опустевшие земли в скором будущем будут заселены, прежде всего, теми, кому с такой безответственной поспешностью сегодня выдаются паспорта.
Очевидным фактом являются бесхозяйственность и разбазаривание государственного имущества. Достаточно вспомнить примеры Сухум ГЭС, санатория МВО, Сухумского мелькомбината и многое другое.
Финансовая политика властей неминуемо ведет страну к банкротству. Подтверждением этому является около 3 млрд. рублей невозвращенных кредитов, фактический развал банковского сектора и концентрация движения капитала в узком кругу избранных.
Кроме того, без ратификации Парламентом были реализованы соглашения о международном экспортном кредите на восстановление железной дороги и банковском кредите. В результате, страна будет вынуждена выплачивать долг в 2 млрд. 700 млн. рублей за экономически необоснованные проекты. При этом совершенно непонятно за счет каких средств будут погашаться эти кредиты. Несмотря на это, национальным банком в Приднестровье был взят новый кредит в размере 250 млн. рублей. Эти средства были зачислены на счет минфина для выплаты внутренних задолженностей. Таким образом, власти фактически загоняют страну в неоплатную долговую яму.
На фоне экономического кризиса происходит неуклонный рост расходов на содержание госаппарата. В частности, только на содержание госохраны с 2006 г. расходы выросли в 8 раз – с 12 до 96 млн. рублей.
Власть крайне безответственно отнеслась к возможности дальнейшего государственного строительства и восстановления экономики при поддержке нашего стратегического партнера. Большая часть средств российской помощи пошла на строительство и восстановление объектов, неспособных дать экономической отдачи. Кроме того, акты проверки Счетной палаты, выявили завышение стоимости выполненных работ на сумму свыше 700 млн. рублей.
Все это подрывает доверие к нам, как надежным партнерам и союзникам в вопросах международной политики.
Серьезную обеспокоенность вызывает состояние наших границ, особенно положение дел на р. Ингур. Не смотря на то, что значительную часть задач в этой области взяли на себя российские войска, они не могут и не должны брать на себя решение всех проблем. В то же время пограничные части республики на протяжении многих лет справлявшиеся со своими задачами и ставшие элитными подразделениями ВС РА практически расформированы. Считаем такую политику недальновидной и непоследовательной.
Вызывает также недоумение строительство дополнительных пропускных пунктов с Грузией, фактически потворствование ее новой политике вовлечения.
В стране, в результате концентрации власти в одних руках, наблюдается ослабление полномочий органов государственной власти и местного самоуправления, являющегося важнейшим механизмом гражданского общества. Ярким признаком работы правительства, районных администраций и собраний стала безынициативность и ожидание команд сверху.
Это лишь небольшой перечень проблем, порожденных непродуманной внутренней и внешней политикой руководства страны. Очевидно, что стиль и авторитарные методы правления исполнительной власти подвели наше общество к опасной черте, за которой следует развал государства.
Нынешняя система власти не дает возможности решения многочисленных, не терпящих отлагательства проблем. Она нуждается в коренном изменении и реформировании».
У абхазской оппозиции получились прямо тезисы Мартина Лютера. Но приведут ли они к реальному изменению положения вещей?
Я лично сомневаюсь в этом.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Похожие темы
» Страна, которой нет
» Чем заканчивается украинский кризис
» Сирийский кризис: новые угрозы
» Древние и средневековые государства Булгар
» Как произойдет крах армянского государства
» Чем заканчивается украинский кризис
» Сирийский кризис: новые угрозы
» Древние и средневековые государства Булгар
» Как произойдет крах армянского государства
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения