Грузинское манту
Страница 1 из 1
Грузинское манту
Россия заявила о переговорах с Грузией по ее возвращению в СНГ. Тбилиси информацию опроверг, и Москва от своих слов отказалась. Скандал, однако, случился громкий — вплоть до принятия закона о невступлении страны в союзы, где Россия сильна.
Информация, озвученная недавно в Минске директором первого департамента стран СНГ МИД России Михаилом Евдокимовым, согласно которой с грузинской стороной ведутся переговоры о возвращении страны в Содружество, вызвала в лагере президента Саакашвили настоящий взрыв. Заверения МИД Грузии и спикера парламента Давида Усупашвили о "полной абсурдности" и "невозможности" возвращения в СНГ оппонентов не утешили.
Также неубедительной сочли они заявление, сделанное пост-фактум официальным представителем МИД России Александром Лукашевичем. По его версии, "журналисты склеили не склеиваемое", и "в повестке дня наших контактов с Тбилиси тема возвращения Грузии в СНГ не присутствует".
Напомним, что о своем выходе из СНГ Грузия заявила сразу по окончании пятидневной войны с Россией в августе 2008 года. Двенадцать месяцев спустя, после прохождения соответствующих формальностей, Грузия официально выбыла из состава Содружества. До прихода к власти осенью прошлого года коалиции "Грузинская мечта" во главе с миллиардером Бидзиной Иванишвили, внешнеполитический курс страны – интеграция с НАТО и Евросоюзом – под сомнение не ставился.
О его неизменности говорят и новые грузинские власти, однако оппоненты все чаще обвиняют их в пророссийской ориентации, приводя различные аргументы, не всегда лишенные основания. В результате на почве "российского вектора" в стране происходят скандалы разной степени тяжести, а Иванишвили и иже с ним приходится через день чуть ли не клясться мамой, что Грузия не изменит НАТО и ЕС с Россией.
Но – слово не воробей, и депутаты парламента от оппозиционной партии Саакашвили "Единое национальное движение" потребовали принять закон, по которому страна не только не сменит планы по вступлению в НАТО и ЕС, но и не станет членом объединений, где доминирует Россия.
Как пояснил депутат парламента от "Нацдвижения" Гиоргий Барамидзе, проект закона состоит из трех компонентов. Первый: "Неизменность курса Грузии на вступление в НАТО и Евросоюз с тем, чтобы ни одно правительство страны не свернуло с этого пути". Второй: "Проведение политики, направленной на деоккупацию Грузии". И третий: "Не вступление Грузии в СНГ, в Евразийский Союз, в так называемую Организацию договора о коллективной безопасности, в Таможенный Союз и в другие постсоветские объединения, в которых страна-оккупант является ведущей силой".
Правящая партия заверила, что законодательная инициатива парламентского меньшинства непременно будет рассмотрена на весенней сессии. И, вообще, заявили новые грузинские власти, они уже начали работать над проектом подобного закона, и пригласили оппозицию поучаствовать в соответствующем процессе. Но при этом они обмолвились, что подтверждение курса на Запад с невозможностью крена на Север, может быть закреплено и в резолюции (!). А сам Иванишвили сильно удивился: "Нет в мире ничего лучшего, чем Европа и евроатлантическое пространство, для этого не нужна никакая запись в Конституции".
Вместе с тем многие грузинские политики считают, что информация о переговорах России и Грузии по возвращению последней в СНГ носила "провокационный характер". На что была рассчитана такая провокация, не уточняется – электорату предоставили возможность додуматься самому. Что тоже, в некотором роде, носит провокационный характер, поскольку вариации на тему могут быть разными и взаимоисключающими.
Стоит напомнить, что первым о необходимости возвращения Грузии в СНГ публично заикнулся президент Белоруссии Александр Лукашенко, озвучивший даже готовность встать ради этого "на колени". Случайно или не случайно "неправильно понятый" Евдокимов о переговорах по возвращению "блудной дочери" рассказал именно в Минске.
Между двумя этими заявлениями прозвучало и мнение патриарха советской и российской политики Евгения Примакова. "Возвращение Грузии в СНГ было бы очень хорошо. Но это длительный процесс. Я думаю, нам нужно идти мелкими шажками", — сказал он. Оно и понятно: четко очерченных границ структуры грузино-российских отношений пока нет, и вряд ли они появятся скоро. Но – капля камень точит.
Словом, идеи, фразы и оброненные "невзначай" словечки на тему возвращения Грузии постоянно крутятся в эфире, и, наверно, неспроста. Возможно, кулуарные беседы на этот счет действительно имели место. Но тогда зачем была организована утечка информации? Ведь, по идее, в интересы Москвы не входит срыв предполагаемой сделки.
С другой стороны, предание этого вопроса гласности можно толковать как своего рода пробу реакции политических сил в Грузии на раздражающий местную элиту фактор.
Возможно также, что журналисты в Минске действительно вольно интерпретировали прямую речь Евдокимова, и Лукашевич не лукавит. Но то, что политическая возня вокруг возращения Грузии в Содружество начата, почти очевидно. И тут, имея в виду противостояние большой части грузинского политического спектра "соитию" с СНГ, а также не меньшее отторжение этому акту со стороны Запада, основной акцент берет на себя цена вопроса.
Учитывая стремительно меняющиеся геополитические реалии, изменчивость политической конъюнктуры, спроса и предложения на соответствующей "бирже", вывести хотя бы приблизительную цену вопроса сейчас практически невозможно. При этом очевидно и то, что почти все государства Содружества пытаются балансировать между Россией, США, НАТО, Евросоюзом, Китаем, Ираном, Турцией.
В том, что влияние России – доминирующей силы в СНГ — на постсоветском пространстве пошло на убыль, виновата сама Россия. После распада СССР она своими действиями либо настраивала новые независимые государства против себя, либо не слишком заботилась о сохранении в них собственных позиций. Москва упустила время, и теперь пытается его наверстать.
Но что даст Грузии гипотетическое возвращение в СНГ? С экономической точки зрения – практически ничего. После выхода из СНГ (а до того — из ОДКБ) страна не разорвала прямых торгово-экономических связей с государствами Содружества, а с Россией они были прекращены еще в 2006 году, то есть до выхода из Содружества, когда заработало эмбарго на грузинскую продукцию.
Но сейчас ситуация с российским рынком улучшается: во-первых, Россия уже является членом ВТО. Во-вторых, в стране сменилась власть, и Грузия выбыла, для России, из числа "нерукопожатных". В-третьих, если разговоры о вступлении (или затаскивании) Грузии в СНГ действительно ведутся, Москва в любом случае должна продемонстрировать хоть какое "потепление" с выходом на более существенные рыночные преференции.
Однако актуальных для Тбилиси политических шагов Москва для возвращения Грузии в СНГ вряд ли сделает. Она не пойдет на возвращение беженцев (особенно в Абхазию), и, тем более, на отзыв признания независимости Абхазии и Южной Осетии. Так что ответ на вопрос, на чем может быть основан торг, если он все же идет, и какова его цена, остается за скобками.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Информация, озвученная недавно в Минске директором первого департамента стран СНГ МИД России Михаилом Евдокимовым, согласно которой с грузинской стороной ведутся переговоры о возвращении страны в Содружество, вызвала в лагере президента Саакашвили настоящий взрыв. Заверения МИД Грузии и спикера парламента Давида Усупашвили о "полной абсурдности" и "невозможности" возвращения в СНГ оппонентов не утешили.
Также неубедительной сочли они заявление, сделанное пост-фактум официальным представителем МИД России Александром Лукашевичем. По его версии, "журналисты склеили не склеиваемое", и "в повестке дня наших контактов с Тбилиси тема возвращения Грузии в СНГ не присутствует".
Напомним, что о своем выходе из СНГ Грузия заявила сразу по окончании пятидневной войны с Россией в августе 2008 года. Двенадцать месяцев спустя, после прохождения соответствующих формальностей, Грузия официально выбыла из состава Содружества. До прихода к власти осенью прошлого года коалиции "Грузинская мечта" во главе с миллиардером Бидзиной Иванишвили, внешнеполитический курс страны – интеграция с НАТО и Евросоюзом – под сомнение не ставился.
О его неизменности говорят и новые грузинские власти, однако оппоненты все чаще обвиняют их в пророссийской ориентации, приводя различные аргументы, не всегда лишенные основания. В результате на почве "российского вектора" в стране происходят скандалы разной степени тяжести, а Иванишвили и иже с ним приходится через день чуть ли не клясться мамой, что Грузия не изменит НАТО и ЕС с Россией.
Но – слово не воробей, и депутаты парламента от оппозиционной партии Саакашвили "Единое национальное движение" потребовали принять закон, по которому страна не только не сменит планы по вступлению в НАТО и ЕС, но и не станет членом объединений, где доминирует Россия.
Как пояснил депутат парламента от "Нацдвижения" Гиоргий Барамидзе, проект закона состоит из трех компонентов. Первый: "Неизменность курса Грузии на вступление в НАТО и Евросоюз с тем, чтобы ни одно правительство страны не свернуло с этого пути". Второй: "Проведение политики, направленной на деоккупацию Грузии". И третий: "Не вступление Грузии в СНГ, в Евразийский Союз, в так называемую Организацию договора о коллективной безопасности, в Таможенный Союз и в другие постсоветские объединения, в которых страна-оккупант является ведущей силой".
Правящая партия заверила, что законодательная инициатива парламентского меньшинства непременно будет рассмотрена на весенней сессии. И, вообще, заявили новые грузинские власти, они уже начали работать над проектом подобного закона, и пригласили оппозицию поучаствовать в соответствующем процессе. Но при этом они обмолвились, что подтверждение курса на Запад с невозможностью крена на Север, может быть закреплено и в резолюции (!). А сам Иванишвили сильно удивился: "Нет в мире ничего лучшего, чем Европа и евроатлантическое пространство, для этого не нужна никакая запись в Конституции".
Вместе с тем многие грузинские политики считают, что информация о переговорах России и Грузии по возвращению последней в СНГ носила "провокационный характер". На что была рассчитана такая провокация, не уточняется – электорату предоставили возможность додуматься самому. Что тоже, в некотором роде, носит провокационный характер, поскольку вариации на тему могут быть разными и взаимоисключающими.
Стоит напомнить, что первым о необходимости возвращения Грузии в СНГ публично заикнулся президент Белоруссии Александр Лукашенко, озвучивший даже готовность встать ради этого "на колени". Случайно или не случайно "неправильно понятый" Евдокимов о переговорах по возвращению "блудной дочери" рассказал именно в Минске.
Между двумя этими заявлениями прозвучало и мнение патриарха советской и российской политики Евгения Примакова. "Возвращение Грузии в СНГ было бы очень хорошо. Но это длительный процесс. Я думаю, нам нужно идти мелкими шажками", — сказал он. Оно и понятно: четко очерченных границ структуры грузино-российских отношений пока нет, и вряд ли они появятся скоро. Но – капля камень точит.
Словом, идеи, фразы и оброненные "невзначай" словечки на тему возвращения Грузии постоянно крутятся в эфире, и, наверно, неспроста. Возможно, кулуарные беседы на этот счет действительно имели место. Но тогда зачем была организована утечка информации? Ведь, по идее, в интересы Москвы не входит срыв предполагаемой сделки.
С другой стороны, предание этого вопроса гласности можно толковать как своего рода пробу реакции политических сил в Грузии на раздражающий местную элиту фактор.
Возможно также, что журналисты в Минске действительно вольно интерпретировали прямую речь Евдокимова, и Лукашевич не лукавит. Но то, что политическая возня вокруг возращения Грузии в Содружество начата, почти очевидно. И тут, имея в виду противостояние большой части грузинского политического спектра "соитию" с СНГ, а также не меньшее отторжение этому акту со стороны Запада, основной акцент берет на себя цена вопроса.
Учитывая стремительно меняющиеся геополитические реалии, изменчивость политической конъюнктуры, спроса и предложения на соответствующей "бирже", вывести хотя бы приблизительную цену вопроса сейчас практически невозможно. При этом очевидно и то, что почти все государства Содружества пытаются балансировать между Россией, США, НАТО, Евросоюзом, Китаем, Ираном, Турцией.
В том, что влияние России – доминирующей силы в СНГ — на постсоветском пространстве пошло на убыль, виновата сама Россия. После распада СССР она своими действиями либо настраивала новые независимые государства против себя, либо не слишком заботилась о сохранении в них собственных позиций. Москва упустила время, и теперь пытается его наверстать.
Но что даст Грузии гипотетическое возвращение в СНГ? С экономической точки зрения – практически ничего. После выхода из СНГ (а до того — из ОДКБ) страна не разорвала прямых торгово-экономических связей с государствами Содружества, а с Россией они были прекращены еще в 2006 году, то есть до выхода из Содружества, когда заработало эмбарго на грузинскую продукцию.
Но сейчас ситуация с российским рынком улучшается: во-первых, Россия уже является членом ВТО. Во-вторых, в стране сменилась власть, и Грузия выбыла, для России, из числа "нерукопожатных". В-третьих, если разговоры о вступлении (или затаскивании) Грузии в СНГ действительно ведутся, Москва в любом случае должна продемонстрировать хоть какое "потепление" с выходом на более существенные рыночные преференции.
Однако актуальных для Тбилиси политических шагов Москва для возвращения Грузии в СНГ вряд ли сделает. Она не пойдет на возвращение беженцев (особенно в Абхазию), и, тем более, на отзыв признания независимости Абхазии и Южной Осетии. Так что ответ на вопрос, на чем может быть основан торг, если он все же идет, и какова его цена, остается за скобками.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения