Филателия.
Страница 1 из 1
Филателия.
Филателия – это изучение и коллекционирование знаков почтовой оплаты., почтовые штемпеля, этикетки, ярлыки, гашения, штампы, открыток с марками, конвертов, почтовых карточек.
Коллекционирование марок возникло в 1840-ые года, в тот момент, когда появились в обращении первые почтовые марки. Есть мнение, что первый в мире коллекционер-филателист появился в день выпуска первой почтовой марки.
В Англии в середине 1840-ых годов были известны множество случаев коллекционирования почтовых марок. Коллекционирование почтовых марок по различным тематикам началось в 1850-ых годах.
Первым коллекционером-филателистом считается парижский гравер Мансен, который жил в Париже. В 1855 году он продал свою коллекцию, в которой были практически все почтовые марки, выпущенные до этого времени одному торговцу.
Сейчас во всём мире насчитывается миллионы филателистов. Это очень интересное и увлекательнейшее занятие.
"Посему заканчиваю письмо и вкладываю несколько строк для Туссиньки… Многие марки в двух экземплярах. Дублеты идут здесь на обмен. Итальянскими, швейцарскими, норвежскими и некоторыми немецкими марками могу снабдить в большом количестве."
Из письма Энгельса Марксу от 21 апреля 1863 года.
Коллекционирование марок возникло в 1840-ые года, в тот момент, когда появились в обращении первые почтовые марки. Есть мнение, что первый в мире коллекционер-филателист появился в день выпуска первой почтовой марки.
В Англии в середине 1840-ых годов были известны множество случаев коллекционирования почтовых марок. Коллекционирование почтовых марок по различным тематикам началось в 1850-ых годах.
Первым коллекционером-филателистом считается парижский гравер Мансен, который жил в Париже. В 1855 году он продал свою коллекцию, в которой были практически все почтовые марки, выпущенные до этого времени одному торговцу.
Сейчас во всём мире насчитывается миллионы филателистов. Это очень интересное и увлекательнейшее занятие.
"Посему заканчиваю письмо и вкладываю несколько строк для Туссиньки… Многие марки в двух экземплярах. Дублеты идут здесь на обмен. Итальянскими, швейцарскими, норвежскими и некоторыми немецкими марками могу снабдить в большом количестве."
Из письма Энгельса Марксу от 21 апреля 1863 года.
Re: Филателия.
Классификация марок
http://philatelie.ru/3696/klassifikatsiya-marok.html
Многим коллекционерам, даже отдавшим увлечению филателией не одни год, довольно мало известно о том, что марки классифицируются также по их назначению, поводу выпуска, характеру применения и некоторым другим категориям.
Попытаемся дать первоначальное представление о классификации марок, хотя заранее нужно признать, что сделать это в журнальной статье с исчерпывающей полнотой не удастся. Нe удастся хотя бы потому, что до настоящего времени почтовыми администрациями было выпущено уже около семидесяти видов марок самого различного назначения. Кроме того, значительное число марок выпускалось и выпускается различными непочтовыми организациями, а также частными почтами, существующими и поныне в некоторых странах.
Все вышедшие марки можно разделить на три категории:
1.ОФИЦИАЛЬНЫЕ МАРКИ — марки, выпушенные государственной почтовой службой
2.ПОЛУОФИЦИАЛЬНЫЕ — выпущенные непочтовыми организациями или учреждениями и используемые для оплаты дополнительных почтовых сборов (например, за доставку корреспонденции самолетом в период первоначального развития авиации) Такие марки обычно не вызывают возражении почтовых властен, наклеиваются на письма наряду с обычными марками государственной почты и часто гасятся почтовым штемпелем.
Следует заметить, что некоторые филателистические источники не считают такие выпуски полуофициальными, поскольку осуществлены они не почтой. Почта лишь допустила их в качестве дополнительной оплаты за услуги по доставке корреспонденции, произведенной непочтовым учреждением Например, доставка писем из пункта А в пункт Б. произведенная частным самолетом или другим средством транспорта, не принадлежащим почте, оплачивается «полуофициальной» маркой, а дальнейшая доставка из пункта Б в пункт В, происходящая по почте, оплачивается в данном случае официальными марками, причем в полном размере почтового тарифа, предусмотренного для данного вида отправления.
3. НЕОФИЦИАЛЬНЫЕ МАРКИ — выпущенные общественными или частными организациями или лицами. Такие марки хотя и наклеиваются часто на письма, но для оплаты почтовых услуг, оказываемых государственной почтой, служить не могут. Они предназначены для дополнительного сбора средств для благотворительных и иных целей. Подобные благотворительные непочтовые марки имеют значительное распространение, например, в скандинавских странах. Много неофициальных марок было выпущено в Польше и Чехословакии в период освобождения народов этих стран от фашистской оккупации в ходе второй мировой войны.
К разряду неофициальных марок относятся также марки частных почт. В недавнее время значительное число таких почт, выпускавших свои марки, действовало в Англии, где они были официально разрешены в период длительной забастовки служащих государственной почты, боровшихся за свои права. В настоящее время частные почты действуют и выпускают свои марки в Голландии. Эти почты осуществляют местную доставку корреспонденции в тех пунктах, где государственная почта с этим не справляется.
ОФИЦИАЛЬНЫЕ ПОЧТОВЫЕ МАРКИ можно разделить на три основных группы:
1. Марки, поступающие в свободную продажу на почте и используемые гражданами, организациями, учреждениями для оплаты почтовых отправлений.
2. Марки, предназначенные для внутренних потребностей почты или определенных учреждений. В продажу, как правило, они не поступают и для оплаты корреспонденции частными лицами использоваться не могут. В исключительных случаях такие марки продаются для коллекционеров.
3. Марки, предназначенные для оплаты определенных налогов, взимаемых через почту, или для допуска корреспонденции к специальной пересылке.
Первая категория марок наиболее распространенная. Она делится на:
а) Стандартные марки, которыми обычно оплачивается основная масса корреспонденции, их выпуск не связан с какими-либо юбилеями или событиями. Такие марки, как правило, имеют постоянные рисунки и находятся в обращении в течение ряда лет. По мере надобности их тиражи долечатываются. В связи с этим нередко возникают разновидности по бумаге, зубцовке, оттенкам цвета и т. п. Стандартные марки нередко предоставляют богатые возможности для филателистических исследований.
б) Специальные марки или серия марок (иногда с блоками, имеющие тематический характер. Такие выпуски посвящаются различным памятным датам, юбилеям, событиям и т.д. В отличие от стандартных марок их тираж обычно не допечатывает. Первая специальная марка была выпушена в Перу в 1871 году по случаю открытия железнодорожной линии Чориллас—Лима —Кальяо.
К специальным маркам относятся некоторые почтовые выпуски предназначаемые для определенных видов почтовых отправлений (для газет, бандеролей, заказных писем, почтовых переводов, телеграмм и т. п.) или для определен¬ных видов доставки (для авиапочты, корабельной почты, пневматической почты и т.
д.). В Испании, например, в период гражданской воины и в Германии во время первой и второй мировых войн выпускались марки для почты, перевозимой подводными лодками.
Ко второй группе официальных марок относятся:
— Служебные марки, предназначенные для оплаты корреспонденции определенными учреждениями.
— Доплатные марки, используемые для последующей оплаты нефранкнрованных или недостаточно франкированных почтовых отправлений или иногда для оплаты дополнительных почтовых услуг.
— Марки, свидетельствующие об освобождении от оплаты почтового сбора.
Такие марки выпускались в Испании для депутатов кортесов, в Португалии — для благотворительных организаций, во Франции — для беженцев, в Югославии — для интернированных лиц.
К этой же группе относятся марки для полевой почты, курсирующие и поныне в ряде стран (Финляндия, Франция. Швеция и т. д.), марки для военнопленных, так называемые расчетные марки (для расчетов между почтой и учреждениями, ведущими обширную переписку) и т. п.
В третью группу официальных марок входят югославские марки для сбора средств в фонд Красного Креста. Олимпийского комитета; румынские марки для сбора налога в пользу развития авиация или культурного налога.
Отдельно следует упомянуть благотворительные почтовые марки, имеющие помимо основного номинала, предназначенного для оплаты почтовых услуг, также и дополнительный номинал, идущий на различные благотворительные и иные цели (устройство филателистических выставок, проведение спортивных и других мероприятий и т. п.). Первые благотворительные марки были выпущены в Попом Южном Уэльсе в 1898 году. Средства от доплаты шли в фонд строительства больниц. В нашей стране благотворительные почтовые марки выпускались лишь до 1932—33 годов. Дополнительный сбор от них предназначался в помощь голодающим, в помощь пострадавшему в 1924 году от наводнения Ленинграду, в помощь беспризорным детям. До 1925 года у нас выпускались и доплатные марки. К служебным маркам нашей страны относятся и знаменитые марки «консульской почты», выпущенные в 1922 году.
Настоящая статья ставила своей целью дать лишь общее знакомство с классификацией почтовых марок. Тщательное изучение каталогов, чтение филателистической литературы и собственный опыт работы с коллекцией помогут пополнить эти сведения.
А. Качинский.
«Филателия СССР». 1973. №11
Попытаемся дать первоначальное представление о классификации марок, хотя заранее нужно признать, что сделать это в журнальной статье с исчерпывающей полнотой не удастся. Нe удастся хотя бы потому, что до настоящего времени почтовыми администрациями было выпущено уже около семидесяти видов марок самого различного назначения. Кроме того, значительное число марок выпускалось и выпускается различными непочтовыми организациями, а также частными почтами, существующими и поныне в некоторых странах.
Все вышедшие марки можно разделить на три категории:
1.ОФИЦИАЛЬНЫЕ МАРКИ — марки, выпушенные государственной почтовой службой
2.ПОЛУОФИЦИАЛЬНЫЕ — выпущенные непочтовыми организациями или учреждениями и используемые для оплаты дополнительных почтовых сборов (например, за доставку корреспонденции самолетом в период первоначального развития авиации) Такие марки обычно не вызывают возражении почтовых властен, наклеиваются на письма наряду с обычными марками государственной почты и часто гасятся почтовым штемпелем.
Следует заметить, что некоторые филателистические источники не считают такие выпуски полуофициальными, поскольку осуществлены они не почтой. Почта лишь допустила их в качестве дополнительной оплаты за услуги по доставке корреспонденции, произведенной непочтовым учреждением Например, доставка писем из пункта А в пункт Б. произведенная частным самолетом или другим средством транспорта, не принадлежащим почте, оплачивается «полуофициальной» маркой, а дальнейшая доставка из пункта Б в пункт В, происходящая по почте, оплачивается в данном случае официальными марками, причем в полном размере почтового тарифа, предусмотренного для данного вида отправления.
3. НЕОФИЦИАЛЬНЫЕ МАРКИ — выпущенные общественными или частными организациями или лицами. Такие марки хотя и наклеиваются часто на письма, но для оплаты почтовых услуг, оказываемых государственной почтой, служить не могут. Они предназначены для дополнительного сбора средств для благотворительных и иных целей. Подобные благотворительные непочтовые марки имеют значительное распространение, например, в скандинавских странах. Много неофициальных марок было выпущено в Польше и Чехословакии в период освобождения народов этих стран от фашистской оккупации в ходе второй мировой войны.
К разряду неофициальных марок относятся также марки частных почт. В недавнее время значительное число таких почт, выпускавших свои марки, действовало в Англии, где они были официально разрешены в период длительной забастовки служащих государственной почты, боровшихся за свои права. В настоящее время частные почты действуют и выпускают свои марки в Голландии. Эти почты осуществляют местную доставку корреспонденции в тех пунктах, где государственная почта с этим не справляется.
ОФИЦИАЛЬНЫЕ ПОЧТОВЫЕ МАРКИ можно разделить на три основных группы:
1. Марки, поступающие в свободную продажу на почте и используемые гражданами, организациями, учреждениями для оплаты почтовых отправлений.
2. Марки, предназначенные для внутренних потребностей почты или определенных учреждений. В продажу, как правило, они не поступают и для оплаты корреспонденции частными лицами использоваться не могут. В исключительных случаях такие марки продаются для коллекционеров.
3. Марки, предназначенные для оплаты определенных налогов, взимаемых через почту, или для допуска корреспонденции к специальной пересылке.
Первая категория марок наиболее распространенная. Она делится на:
а) Стандартные марки, которыми обычно оплачивается основная масса корреспонденции, их выпуск не связан с какими-либо юбилеями или событиями. Такие марки, как правило, имеют постоянные рисунки и находятся в обращении в течение ряда лет. По мере надобности их тиражи долечатываются. В связи с этим нередко возникают разновидности по бумаге, зубцовке, оттенкам цвета и т. п. Стандартные марки нередко предоставляют богатые возможности для филателистических исследований.
б) Специальные марки или серия марок (иногда с блоками, имеющие тематический характер. Такие выпуски посвящаются различным памятным датам, юбилеям, событиям и т.д. В отличие от стандартных марок их тираж обычно не допечатывает. Первая специальная марка была выпушена в Перу в 1871 году по случаю открытия железнодорожной линии Чориллас—Лима —Кальяо.
К специальным маркам относятся некоторые почтовые выпуски предназначаемые для определенных видов почтовых отправлений (для газет, бандеролей, заказных писем, почтовых переводов, телеграмм и т. п.) или для определен¬ных видов доставки (для авиапочты, корабельной почты, пневматической почты и т.
д.). В Испании, например, в период гражданской воины и в Германии во время первой и второй мировых войн выпускались марки для почты, перевозимой подводными лодками.
Ко второй группе официальных марок относятся:
— Служебные марки, предназначенные для оплаты корреспонденции определенными учреждениями.
— Доплатные марки, используемые для последующей оплаты нефранкнрованных или недостаточно франкированных почтовых отправлений или иногда для оплаты дополнительных почтовых услуг.
— Марки, свидетельствующие об освобождении от оплаты почтового сбора.
Такие марки выпускались в Испании для депутатов кортесов, в Португалии — для благотворительных организаций, во Франции — для беженцев, в Югославии — для интернированных лиц.
К этой же группе относятся марки для полевой почты, курсирующие и поныне в ряде стран (Финляндия, Франция. Швеция и т. д.), марки для военнопленных, так называемые расчетные марки (для расчетов между почтой и учреждениями, ведущими обширную переписку) и т. п.
В третью группу официальных марок входят югославские марки для сбора средств в фонд Красного Креста. Олимпийского комитета; румынские марки для сбора налога в пользу развития авиация или культурного налога.
Отдельно следует упомянуть благотворительные почтовые марки, имеющие помимо основного номинала, предназначенного для оплаты почтовых услуг, также и дополнительный номинал, идущий на различные благотворительные и иные цели (устройство филателистических выставок, проведение спортивных и других мероприятий и т. п.). Первые благотворительные марки были выпущены в Попом Южном Уэльсе в 1898 году. Средства от доплаты шли в фонд строительства больниц. В нашей стране благотворительные почтовые марки выпускались лишь до 1932—33 годов. Дополнительный сбор от них предназначался в помощь голодающим, в помощь пострадавшему в 1924 году от наводнения Ленинграду, в помощь беспризорным детям. До 1925 года у нас выпускались и доплатные марки. К служебным маркам нашей страны относятся и знаменитые марки «консульской почты», выпущенные в 1922 году.
Настоящая статья ставила своей целью дать лишь общее знакомство с классификацией почтовых марок. Тщательное изучение каталогов, чтение филателистической литературы и собственный опыт работы с коллекцией помогут пополнить эти сведения.
А. Качинский.
«Филателия СССР». 1973. №11
http://philatelie.ru/3696/klassifikatsiya-marok.html
Re: Филателия.
Зубцовка
http://philatelie.ru/3692/zubtsovka.html
ЗУБЦОВКА — ряд зубцов, образующихся по краям марки при отрыве ее от перфорированного марочного листа. Зубцовка является одной из важнейших характеристик марок, поэтому мы поговорим о ней более подробно.
Как часто Вы слышите: «Зубцовка 12 1/2 зубцовка 12 1/2х10»?
Как часто Вы слышите: «Зубцовка 12 1/2 зубцовка 12 1/2х10»?
За показатель для измерения зубцов принято считать количество зубцов на отрезке длиной в 2 см. Например, если говорят: «Зубцовка 12 1/2» то это значит, что на длине в 2 см расположено двенадцать с половиной зубцов. В практике для определения зубцовки применяется специальный измеритель — зубцемер. Как им пользоваться? Зубцы марки подгоняются под соответствующую шкалу зубцемера таким образом, чтобы центр каждого зубца марки совпал с делениями соответствующей шкалы зубцемера.
Многие марки имеют различную перфорацию своих сторон, поэтому размеры зубцов принято обозначать в определенной последовательности. Если размер зубцов со всех сторон марки одинаков, то указывается только одно число. Например, зубцовка 12 1/2. Это значит, что все четыре стороны марки имеют такую зубцовку. При одинаковом размере зубцов верхней и нижней сторон марки (по от¬ношению ее к рисунку), но ином размере правой и левой сторон марки, одинаковых между собой, указываются два числа. Например, 12 1/2 х 10. Это означает, что верхняя и нижняя стороны марки имеют 12 1/2 зубцов, а правая и левая стороны по 10. В остальных случаях комбинированной перфорации число зубцов указывается последовательно: верхняя сторона марки, правая, нижняя, левая сторона. Например, 12 1/2 х 13 1/2 х 10 1/2 х 12. Если марка треугольная, измеряется сначала правая сторона, потом нижняя, последней измеряется левая сторона.
Следует различать два основных типа зубков марок: I тип — зубцы гребенчатой и рамочной перфораций; II тип — зубцы линейной перфорации. Зубцы гребенчатой перфорации образуются в результате пробивки отверстий набором пуансонов (цилиндрических пробойников), расположенных в виде гребенки. Этим способом пробиваются отверстия с трех сторон каждой марки, а четвертая сторона перфорируется совместно с двумя сторонами нового ряда марок. При рамочной перфорации отверстия пробиваются одновременно за один ход машины с четырех сторон марки. Отличить гребенчатый способ от рамочного возможно только на крайних марках листа с неоторванными полями. Все угловые зубцы марок при этих способах перфорации характеризуются правильностью формы—это отличает марки гребенчатой и рамочной перфораций от марок линейном перфорации.
Зубцы линейной перфорации образуются в результате пробивки отверстий в листах марок набором пуансонов, установленных в прямую линию. Пробивка производится последовательно, ряд за рядом, сначала в одном направлении (скажем, вертикально), потом в другом. Угловые зубцы при таком способе получаются неправильной формы, так как пуансоны не попадают при пробивке новых отверстий в ранее пробитые отверстия соседних рядов перфорации, приходящиеся на углы марок.
Когда перфорирование одних и тех же листов марок производится на разных машинах разными наборами пуансонов, размеры зубцов на различных сторонах марки могут получиться совершенно разными.
З. Шнитман.
«Филателия СССР». 1973. №11.
Многие марки имеют различную перфорацию своих сторон, поэтому размеры зубцов принято обозначать в определенной последовательности. Если размер зубцов со всех сторон марки одинаков, то указывается только одно число. Например, зубцовка 12 1/2. Это значит, что все четыре стороны марки имеют такую зубцовку. При одинаковом размере зубцов верхней и нижней сторон марки (по от¬ношению ее к рисунку), но ином размере правой и левой сторон марки, одинаковых между собой, указываются два числа. Например, 12 1/2 х 10. Это означает, что верхняя и нижняя стороны марки имеют 12 1/2 зубцов, а правая и левая стороны по 10. В остальных случаях комбинированной перфорации число зубцов указывается последовательно: верхняя сторона марки, правая, нижняя, левая сторона. Например, 12 1/2 х 13 1/2 х 10 1/2 х 12. Если марка треугольная, измеряется сначала правая сторона, потом нижняя, последней измеряется левая сторона.
Следует различать два основных типа зубков марок: I тип — зубцы гребенчатой и рамочной перфораций; II тип — зубцы линейной перфорации. Зубцы гребенчатой перфорации образуются в результате пробивки отверстий набором пуансонов (цилиндрических пробойников), расположенных в виде гребенки. Этим способом пробиваются отверстия с трех сторон каждой марки, а четвертая сторона перфорируется совместно с двумя сторонами нового ряда марок. При рамочной перфорации отверстия пробиваются одновременно за один ход машины с четырех сторон марки. Отличить гребенчатый способ от рамочного возможно только на крайних марках листа с неоторванными полями. Все угловые зубцы марок при этих способах перфорации характеризуются правильностью формы—это отличает марки гребенчатой и рамочной перфораций от марок линейном перфорации.
Зубцы линейной перфорации образуются в результате пробивки отверстий в листах марок набором пуансонов, установленных в прямую линию. Пробивка производится последовательно, ряд за рядом, сначала в одном направлении (скажем, вертикально), потом в другом. Угловые зубцы при таком способе получаются неправильной формы, так как пуансоны не попадают при пробивке новых отверстий в ранее пробитые отверстия соседних рядов перфорации, приходящиеся на углы марок.
Когда перфорирование одних и тех же листов марок производится на разных машинах разными наборами пуансонов, размеры зубцов на различных сторонах марки могут получиться совершенно разными.
З. Шнитман.
«Филателия СССР». 1973. №11.
http://philatelie.ru/3692/zubtsovka.html
Re: Филателия.
Как подготовить для коллекции филателистические материалы
Филателистическая ценность коллекции определяется не только количеством и редкостью материалов, но и состоянием и внешним видом марок, конвертов, цельных вещей и иных ее составных частей. Поэтому необходимо тщательно осмотреть каждую марку, каждый конверт или открытку, прежде чем включить их в коллекцию и разместить на альбомном листе.
Первое и основное требование к маркам — это отсутствие на них надрывов (даже небольших), так называемых «тонких мест», часто появляющихся при неумелом отделении их oт конверта или удалении старых наклеек, загрязнений, случайных проколов и т. п. Слишком «жирный» оттиск штемпеля также делает марку непригодной для коллекции (исключение может быть сделано лишь для очень редких марок, когда практически нет возможности заполучить более качественный экземпляр). Перфорация на марках должна быть в полной сохранности. Не допускается отсутствие даже одного зубчика или наличие укороченных (то есть частично оборванных) зубцов. Исключение допускается лишь для очень редких марок старых выпусков.
Если марка безнадежно испорчена, то ее не следует включать в коллекцию, лучше хранить ее в отдельном кляссере как образец до того момента, когда удастся раздобыть хороший экземпляр. Некоторые мелкие дефекты марки можно устранить, но это необходимо сделать до ее включения в коллекцию. За рубежом имеются специальные «клиники» и «ателье», которые берутся устранить любой дефект марки — вставляют недостающие зубчики, подклеивают надрывы, латают тонкие места и даже монтируют из нескольких дефектных экземпляров редкой марки один «новый». Однако подобные реставрированные экземпляры имеют значительно меньшую ценность. Они должны в соответствии с международными правилами помечаться на обратной стороне особым штемпелем.
Филателистическая ценность коллекции определяется не только количеством и редкостью материалов, но и состоянием и внешним видом марок, конвертов, цельных вещей и иных ее составных частей. Поэтому необходимо тщательно осмотреть каждую марку, каждый конверт или открытку, прежде чем включить их в коллекцию и разместить на альбомном листе.
Первое и основное требование к маркам — это отсутствие на них надрывов (даже небольших), так называемых «тонких мест», часто появляющихся при неумелом отделении их oт конверта или удалении старых наклеек, загрязнений, случайных проколов и т. п. Слишком «жирный» оттиск штемпеля также делает марку непригодной для коллекции (исключение может быть сделано лишь для очень редких марок, когда практически нет возможности заполучить более качественный экземпляр). Перфорация на марках должна быть в полной сохранности. Не допускается отсутствие даже одного зубчика или наличие укороченных (то есть частично оборванных) зубцов. Исключение допускается лишь для очень редких марок старых выпусков.
Если марка безнадежно испорчена, то ее не следует включать в коллекцию, лучше хранить ее в отдельном кляссере как образец до того момента, когда удастся раздобыть хороший экземпляр. Некоторые мелкие дефекты марки можно устранить, но это необходимо сделать до ее включения в коллекцию. За рубежом имеются специальные «клиники» и «ателье», которые берутся устранить любой дефект марки — вставляют недостающие зубчики, подклеивают надрывы, латают тонкие места и даже монтируют из нескольких дефектных экземпляров редкой марки один «новый». Однако подобные реставрированные экземпляры имеют значительно меньшую ценность. Они должны в соответствии с международными правилами помечаться на обратной стороне особым штемпелем.
Не украшают марку один или несколько слишком «длинных» зубцов. Их появление на марке объясняется тем, что иногда при отрывании марки от листа забывают предварительно перегнуть лист по перфорации сперва в одну, а потом в другую сторону. Такие удлиненные зубчики необходимо острыми маленькими ножницами или бритвой осторожно подрезать вровень с остальными (рис. 1). Бывает и так, что между зубчиками остаются кружочки бумаги, прикрывающие отверстия перфорации. Эти кружки следует удалить при помощи острой иглы, предварительно положив марку на темную поверхность, чтобы лучше видеть перфорацию (рис. 2). При этом надо следить, чтобы вместе с лишними кружочками бумаги не оборвать зубцы. У зубцовой марки, как правило, нецелесообразно оставлять часть листа, вместе с которыми они были от него оторваны. Эти края необходимо сохранять лишь в случае, когда для коллекции имеют значение имеющиеся на них надписи и типографские пометки или когда они служат подтверждением типа перфорации (при линейной перфорации зубцовка идет через весь лист, включая его края, при гребенчатой неперфорированными остаются края листа с трех сторон, а при рамочной — со всех четырех сторон).
У беззубцовых марок края листа не отрезаются поскольку часто они служат единственным подтвержу нем того, что эта марка действительно выпущена беззубцовой, а не изготовлена из соответствующей перфорированной марки путем обрезки зубцов. Иногда можно чуть-чуть подровнять края беззубцовой марки, если она была отрезана от листа криво и неаккуратно. Однако если такая марка имеет слишком узкие поля, то от такой «операции лучше отказаться (рис. 3).
На обратной стороне марки не должно быть остатков бумаги от конверта или обрывков старых наклеек, которыми ее крепили к альбомному листу прежние владельцы.
Удалить с гашеной марки остатки конверта и наклеек нетрудно. Такую марку следует поместить в плоскую ванночку или тарелку с чуть теплой водой рисунком вниз. Через непродолжительное время посторонняя бумага, как правило, сама отделяется от марки и всплывает. После этого с марки осторожно смываются остатки клея, затем ее надо промокнуть с двух сторон листами промокательной бумаги или в крайнем случае газетной. Затем эта марка кладется на сушку между сухими листами промокательной бумаги или между страницами журнала из газетной бумаги под груз. Через сутки марку можно вынуть и положить в кляссер.
У беззубцовых марок края листа не отрезаются поскольку часто они служат единственным подтвержу нем того, что эта марка действительно выпущена беззубцовой, а не изготовлена из соответствующей перфорированной марки путем обрезки зубцов. Иногда можно чуть-чуть подровнять края беззубцовой марки, если она была отрезана от листа криво и неаккуратно. Однако если такая марка имеет слишком узкие поля, то от такой «операции лучше отказаться (рис. 3).
На обратной стороне марки не должно быть остатков бумаги от конверта или обрывков старых наклеек, которыми ее крепили к альбомному листу прежние владельцы.
Удалить с гашеной марки остатки конверта и наклеек нетрудно. Такую марку следует поместить в плоскую ванночку или тарелку с чуть теплой водой рисунком вниз. Через непродолжительное время посторонняя бумага, как правило, сама отделяется от марки и всплывает. После этого с марки осторожно смываются остатки клея, затем ее надо промокнуть с двух сторон листами промокательной бумаги или в крайнем случае газетной. Затем эта марка кладется на сушку между сухими листами промокательной бумаги или между страницами журнала из газетной бумаги под груз. Через сутки марку можно вынуть и положить в кляссер.
Сложнее удалять остатки наклеек с негашеных марок. В этом случае возникает опасность повредить клей, а поврежденный клей считается дефектом марки. Поэтому если на марке имеется хорошая, так называемая первичная наклейка, то ее можно не удалять, даже если марка помещается в коллекцию в клеммташе. Остатки же наклеек желательно удалить. Для этого остатки наклеек смачиваются слегка увлажненным маленьким ватным тампончиком, намотанным на заостренный конец спички (рис. 4). При этом удаляемую наклейку следует смачивать так, чтобы влага не попадала за ее края, то есть на клей марки. Аккуратность и соответствующее увлажнение (иногда неоднократное) помогут вам удалить остатки наклеек с помощью острого скальпеля или бритвы. Клей на месте «операции» можно немножко разгладить костяной палочкой.
Иногда поддаются выпрямлению незначительные изломы и помятости на марке. В наиболее «легких» случаях достаточно протянуть марку с перегибом через ребро деревянной линейки, прижимая к ней марку левой рукой и протягивая правой. Это протягивание необходимо проделать как с лицевой, так и с оборотной стороны марки. В более «тяжелых» случаях добиться успеха удается, слегка увлажнив марку с лицевой стороны вдоль сгибов и поместив ее затем под пресс до полного высыхания. Что касается удаления загрязнений, различных пятен и т. п., то рассказать об этом в рамках небольшой статьи не представляется возможным. Лучше всего ознакомиться со специальной литературой по этому вопросу (в частности, с брошюрой Л. Новотного «Химическая проверка и чистка марок», переведенной на русский язык и выпущенной Всесоюзным обществом филателистов в издательстве «Связь» в 1970 году).
Большой популярностью у филателистов пользуется коллекционирование целых конвертов с наклеенными марками, гашениями и различными почтовыми наклейками и пометками. Поэтому прежде чем начинать отделять марки от такого конверта, следует подумать: а не представляет ли этот конверт интереса для коллекции целиком? Мы уже не говорим о письмах, доставленных воздушной или морской почтой с соответствующими штемпелями, о конвертах со спецгашениями или о письмах полевой почты. Даже обычное письмо с привлекательной франкировкой через какое-то время может приобрести значительный филателистический интерес. Сейчас многие коллекционеры ищут самые обычные конверты с марками довоенных лет или марками военного и первых лет послевоенного периодов. А в свое время об их сохранении заботились не многие. Следует помнить, что для тематической коллекции может быть очень ценным самое обычное на первый взгляд отправление, место и дата гашения которого оказываются прямо связанными с темой коллекции. Конечно, желательно, чтобы конверт, предназначенный для коллекции, был не запачкан, не порван и не измят. Но в этом случае требования не такие жесткие, как в отношении марок. Ведь эти конверты зачастую прошли очень длинный и сложный путь, оставивший на них свои следы. Тем не менее, загрязнения можно попытаться удалить мягкой резинкой, надрывы разгладить, аккуратно соединить и подклеить с обратной стороны, используя для этой цели наклейки для марок или края марочных листов (ни в коем случае не применять кислотосодержащие клеи, силикатный конторский клей и т. п.). Помятости можно устранить тем же способом, какой был рекомендован для марок. При этом надо следить, чтобы влага не попадала на адрес или другие надписи, сделанные чернилами или химическим карандашом.
Иногда поддаются выпрямлению незначительные изломы и помятости на марке. В наиболее «легких» случаях достаточно протянуть марку с перегибом через ребро деревянной линейки, прижимая к ней марку левой рукой и протягивая правой. Это протягивание необходимо проделать как с лицевой, так и с оборотной стороны марки. В более «тяжелых» случаях добиться успеха удается, слегка увлажнив марку с лицевой стороны вдоль сгибов и поместив ее затем под пресс до полного высыхания. Что касается удаления загрязнений, различных пятен и т. п., то рассказать об этом в рамках небольшой статьи не представляется возможным. Лучше всего ознакомиться со специальной литературой по этому вопросу (в частности, с брошюрой Л. Новотного «Химическая проверка и чистка марок», переведенной на русский язык и выпущенной Всесоюзным обществом филателистов в издательстве «Связь» в 1970 году).
Большой популярностью у филателистов пользуется коллекционирование целых конвертов с наклеенными марками, гашениями и различными почтовыми наклейками и пометками. Поэтому прежде чем начинать отделять марки от такого конверта, следует подумать: а не представляет ли этот конверт интереса для коллекции целиком? Мы уже не говорим о письмах, доставленных воздушной или морской почтой с соответствующими штемпелями, о конвертах со спецгашениями или о письмах полевой почты. Даже обычное письмо с привлекательной франкировкой через какое-то время может приобрести значительный филателистический интерес. Сейчас многие коллекционеры ищут самые обычные конверты с марками довоенных лет или марками военного и первых лет послевоенного периодов. А в свое время об их сохранении заботились не многие. Следует помнить, что для тематической коллекции может быть очень ценным самое обычное на первый взгляд отправление, место и дата гашения которого оказываются прямо связанными с темой коллекции. Конечно, желательно, чтобы конверт, предназначенный для коллекции, был не запачкан, не порван и не измят. Но в этом случае требования не такие жесткие, как в отношении марок. Ведь эти конверты зачастую прошли очень длинный и сложный путь, оставивший на них свои следы. Тем не менее, загрязнения можно попытаться удалить мягкой резинкой, надрывы разгладить, аккуратно соединить и подклеить с обратной стороны, используя для этой цели наклейки для марок или края марочных листов (ни в коем случае не применять кислотосодержащие клеи, силикатный конторский клей и т. п.). Помятости можно устранить тем же способом, какой был рекомендован для марок. При этом надо следить, чтобы влага не попадала на адрес или другие надписи, сделанные чернилами или химическим карандашом.
Если конверт основательно попорчен, а гашение или франкировка, имеющиеся на нем, представляют интерес для коллекции, то можно сделать вырезку из письма. Вырезка должна быть прямоугольной формы. Ее края должны «ориентироваться» по штемпелю, когда интерес представляет именно штемпель, или по марке, когда вырезка делается ради марки, которую хотят сохранить вместе со штемпелем (рис. 5). При этом ни марку, ни штемпель разрезать нельзя — они должны сохраниться на вырезке целиком.
С цельными вещами (открытками, конвертами и т. п. с напечатанными на них марками) поступают так же, как и с конвертами с наклеенными на них марками. Однако вырезки из цельных вещей делать не следует.
Выше мы остановились лишь на основных моментах подготовки марок и других филателистических материалов для коллекции. Более подробно с этими вопросами можно ознакомиться в соответствующей специальной литературе.
С цельными вещами (открытками, конвертами и т. п. с напечатанными на них марками) поступают так же, как и с конвертами с наклеенными на них марками. Однако вырезки из цельных вещей делать не следует.
Выше мы остановились лишь на основных моментах подготовки марок и других филателистических материалов для коллекции. Более подробно с этими вопросами можно ознакомиться в соответствующей специальной литературе.
А. Качинский.
Филателия СССР. 1973. №10
http://philatelie.ru/3663/kak-podgotovit-dlya-kollekcii-filatelisticheskie-materialy.html
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения