Казахстан – больше не многонациональный?
Страница 1 из 1
Казахстан – больше не многонациональный?
Опубликованная 23 мая на российском портале Regnum.ru статья «Больше не многонациональный: обзор СМИ Казахстана» заставила поразмыслить на весьма злободневную и постепенно набирающую остроту тему межэтнических отношений в стране Великой степи.
Когда внимательно отслеживаешь и анализируешь публикации в СМИ по данной тематике, бросаются в глаза нарастающая агрессивность и «творческий» подход авторов, изобретающих все новые способы «окончательного решения вопроса».
Ряды тех, кто неустанно разрабатывает ниву национал-патриотизма, множатся (интересно, а что они будут «разрабатывать», когда «вопрос окончательно решится»?). Среди них есть ярые нацпаты и умеренные, авторитетные и только что вступившие на путь борьбы. Правда, термин «нацпаты» почему-то не нравится одному из самых заметных идеологов движения Айдосу Сарыму, более предпочтительным он считает слово «националисты». Хотя непонятно, в чем тут разница.
Знакомясь с творчеством этого автора, не перестаешь удивляться образу мышления, вернее, метаморфозам, произошедшим в его сознании. Блестящее образование, полученное при так нелюбимом им «совке», позволяет Сарыму писать пространные, наукообразные статьи о преобладании идеологии национализма в развитии мирового общественного сознания. Казахстан ему грезится страной с мононациональными населением где-то в году этак 2050-м (раньше он называл 2030-й). И произойдет это в силу как естественных причин (вымирания), так и эмиграции русскоязычных. Понять тексты статей и интервью Сарыма большинству граждан крайне сложно ввиду отсутствия у них времени на то, чтобы разбираться в нагромождении незнакомых терминов, которыми он любит оперировать, зато обилие последних подчеркивает ученость автора.
Другие известные апологеты движения пишут проще (а кто-то даже примитивно), но посылы у всех одни и те же: сепаратизм в Казахстане скорее присутствует, чем отсутствует; РФ претендует на северные территории, поэтому их следует заселить казахами; переход на латиницу обязателен для формирования национального сознания; необходимо создание национального государства.
Возвращаясь к публикации на Regnum.ru, хотелось бы отметить следующее. Тренд, заданный казахскими нацпатами, подхвачен и российскими СМИ, которые почему-то используют в качестве источника информации тенденциозные статьи в малотиражных казахскоязычных изданиях и берут интервью у не самых популярных и информированных общественных деятелей. И на этом основании пытаются судить о межнациональных отношениях в соседнем государстве.
Чего стоят, например, измышления экс-кнбешника Арата Нарманбетова. Опасаясь сепаратизма, он поддерживает идею переселения казахов на север, с тем, чтобы создать численный перевес; кроме того, рассуждая о неком часе «икс» и угрозе со стороны некой «пятой колонны», считает, что «…армия в нужный момент может оказаться недееспособной». По его мнению, «пятая колонна» - это «казаки».
О каком «нужном моменте» вещает экс-кнбешник и с кем он собрался воевать, ведомо только ему. Кстати, бывший полковник, видимо, запамятовал, что почетным казаком в нашей стране является сам президент страны.
Или вот Арман Шураев, который руководил пресс-службой избирательного штаба лидера нации, работал в АП, возглавлял телеканал. Определенно серьезный гражданин, но, впечатлившись бреднями Жириновского и Лимонова, тоже стал одержим идеей переселить десятки тысяч казахов на север, чтобы избежать одному ему известных «поползновений северного соседа». Чем там будут заниматься десятки тысяч соотечественников, как приживутся на незнакомой территории и в суровом климате, какие материальные средства для этого придется потратить государству – все это Шураева и его единомышленников абсолютно не волнует.
Марат Токашбаев уверен, что в Казахстане есть только одна нация – казахи, а все остальные являются диаспорами. Это даже комментировать неудобно, сплошной софизм.
Об идее отдельных «новаторов» переформатировать праздник 9 Мая даже говорить стыдно. Стыдно перед памятью миллионов павших, своими жизнями заплативших за то, чтобы отдельные «общественные деятели» в тиши кабинетов, за чашкой чая могли витийствовать и выдумывать свои оценки великой Победе советского народа. Оценка дана давно и не нами, и десятки тысяч алматинцев в строю «бессмертного полка» - это выбор народа, который самоорганизовался и объединился ради того, чтобы выразить признательность и преклонение перед подвигом отцов и дедов. Тогда как ни один призыв нацпатов не собрал и сотни граждан.
Отдельной строкой стоит упомянуть Сергея Дуванова, известного своим «инакомыслием» по отношению к деятельности Кремля, казахстанской власти и вообще к любым вопросам общественного бытия. Судя по всему, его главный жизненный принцип: враг моего врага – мой друг. Солидаризируясь с записными нацпатами, он утверждает, что стране угрожает сепаратизм, и видит это в том, что 70% граждан «одобрили аннексию Крыма». А дальше следует «железобетонная» логика: мол, люди, смотрящие с любовью на Путина и с ненавистью на Запад – это потенциальные «сепары». Вот так, ни много ни мало 70% - сепаратисты, и, как уже выразился однажды политолог, «с этим что-то надо делать».
Хотелось бы напомнить борцу с «сепарами», что на Украине, которую он пытается представить светочем демократии, это уже делают – преследуют граждан, считающих, что в ВОВ победил советский народ, а не «украинская армия» и не УПА-ОУН, что отцы и деды, добывшие Победу, достойны поклонения и что «бессмертный полк» - это людская дань памяти героев-родственников, а не «политический проект Москвы».
Что касается перехода на латинский алфавит, то тут можно спорить много и долго. Но не стану этого делать и лишь приведу одну цитату. Речь идет о реформах в Узбекистане. В ходе их обсуждения «президент страны предложил согражданам дополнить “Стратегию действий” своими мыслями. Жители откликнулись. Внесено 1310 предложений. 215 из них приняты к рассмотрению. Среди таковых – раздать землю, вступить в Таможенный союз, амнистировать теневой капитал и вернуться к кириллице».
Когда читаешь высказывания и философствования апологетов национализма, то создается впечатление, что скоро Казахстан уже перестанет быть многонациональной страной и что русскоязычным пора «собирать чемоданы». Но стоит оторваться от Интернета и выйти на улицу, пройтись по нашему чудесному городу, пообщаться с алматинцами, как все становится на свои места: радушие, уважение, вежливость, порядочность, готовность прийти на помощь превалируют во взаимоотношениях между людьми.
Например, я стал чаще ездить на общественном транспорте (не по призыву акима, просто иногда так проще) и увидел, что, как и при «совке», молодежь не разучилась уступать места пожилым. Пол-автобуса принялось разъяснять мне, как пользоваться карточкой «Онай». На улицах, обращаясь к прохожим на русском языке, еще ни разу не услышал отказ ответить на вопрос – наоборот, обстоятельно объясняют, как найти нужный адрес. На 9 мая в магазинах увидел продавцов с гвардейскими и государственными ленточками, сплетенными воедино!
И давайте в противовес сторонникам создания национального государства дадим слово действительно всенародно признанным и почитаемым гражданам нашей страны. Вот что говорит Олжас Сулейменов, сторонник евразийского союза, видящий в нем залог безопасности Казахстана: «Для таких стран, как наша, открытых всем ветрам с севера и юга, с востока и запада, полная независимость - состояние невозможное и опасное. Я не воспринимаю разглагольствования некоторых ораторов об абсолютной независимости страны с населением 17 миллионов человек и площадью в 2 миллиона 700 тысяч квадратных километров, наполненных полезными ископаемыми, плодородными почвами и транзитными возможностями. Мы познали века зависимости и сейчас вступаем в эпоху осознанной взаимозависимости с ближайшими и дальними соседями по планете. И меня успокаивает, что пока наша история развивается по этому сценарию».
И, конечно же, следует вспомнить слова назидания заслуженно почитаемого в нашей стране Герольда Бельгера, который почему-то не видел угрозы Казахстану со стороны северного соседа: «Жить одной ненавистью нельзя. Друзьям-казахам я бы сказал: «Да, было. Не забывай. Но не живи ненавистью. Русский народ - он велик, он богат…старайся видеть меньше сволочи и больше добрых людей ..Крым, я считаю, вернули России правильно».
Безусловно, кое-кому выгодно нагнетание межнациональной напряженности, а именно такой резонанс и производят публикации отдельных общественных деятелей, для которых это пока неисчерпаемая тема для «творчества». И тут неважно, верят ли они сами в то, что пишут и проповедуют, если это оплачивается и если это востребовано частью общества.
Нивелирует ситуацию то, что наше общество воспитано на идеях добра и взаимоуважения, а также, наверное, то, что подавляющее большинство населения не читает такую прессу. Да и в целом в стране проводится адекватная межнациональная политика, подчеркивающая нашу общность и заинтересованность подавляющего числа граждан в мирном и поступательном развитии страны.
Когда внимательно отслеживаешь и анализируешь публикации в СМИ по данной тематике, бросаются в глаза нарастающая агрессивность и «творческий» подход авторов, изобретающих все новые способы «окончательного решения вопроса».
Ряды тех, кто неустанно разрабатывает ниву национал-патриотизма, множатся (интересно, а что они будут «разрабатывать», когда «вопрос окончательно решится»?). Среди них есть ярые нацпаты и умеренные, авторитетные и только что вступившие на путь борьбы. Правда, термин «нацпаты» почему-то не нравится одному из самых заметных идеологов движения Айдосу Сарыму, более предпочтительным он считает слово «националисты». Хотя непонятно, в чем тут разница.
Знакомясь с творчеством этого автора, не перестаешь удивляться образу мышления, вернее, метаморфозам, произошедшим в его сознании. Блестящее образование, полученное при так нелюбимом им «совке», позволяет Сарыму писать пространные, наукообразные статьи о преобладании идеологии национализма в развитии мирового общественного сознания. Казахстан ему грезится страной с мононациональными населением где-то в году этак 2050-м (раньше он называл 2030-й). И произойдет это в силу как естественных причин (вымирания), так и эмиграции русскоязычных. Понять тексты статей и интервью Сарыма большинству граждан крайне сложно ввиду отсутствия у них времени на то, чтобы разбираться в нагромождении незнакомых терминов, которыми он любит оперировать, зато обилие последних подчеркивает ученость автора.
Другие известные апологеты движения пишут проще (а кто-то даже примитивно), но посылы у всех одни и те же: сепаратизм в Казахстане скорее присутствует, чем отсутствует; РФ претендует на северные территории, поэтому их следует заселить казахами; переход на латиницу обязателен для формирования национального сознания; необходимо создание национального государства.
Возвращаясь к публикации на Regnum.ru, хотелось бы отметить следующее. Тренд, заданный казахскими нацпатами, подхвачен и российскими СМИ, которые почему-то используют в качестве источника информации тенденциозные статьи в малотиражных казахскоязычных изданиях и берут интервью у не самых популярных и информированных общественных деятелей. И на этом основании пытаются судить о межнациональных отношениях в соседнем государстве.
Чего стоят, например, измышления экс-кнбешника Арата Нарманбетова. Опасаясь сепаратизма, он поддерживает идею переселения казахов на север, с тем, чтобы создать численный перевес; кроме того, рассуждая о неком часе «икс» и угрозе со стороны некой «пятой колонны», считает, что «…армия в нужный момент может оказаться недееспособной». По его мнению, «пятая колонна» - это «казаки».
О каком «нужном моменте» вещает экс-кнбешник и с кем он собрался воевать, ведомо только ему. Кстати, бывший полковник, видимо, запамятовал, что почетным казаком в нашей стране является сам президент страны.
Или вот Арман Шураев, который руководил пресс-службой избирательного штаба лидера нации, работал в АП, возглавлял телеканал. Определенно серьезный гражданин, но, впечатлившись бреднями Жириновского и Лимонова, тоже стал одержим идеей переселить десятки тысяч казахов на север, чтобы избежать одному ему известных «поползновений северного соседа». Чем там будут заниматься десятки тысяч соотечественников, как приживутся на незнакомой территории и в суровом климате, какие материальные средства для этого придется потратить государству – все это Шураева и его единомышленников абсолютно не волнует.
Марат Токашбаев уверен, что в Казахстане есть только одна нация – казахи, а все остальные являются диаспорами. Это даже комментировать неудобно, сплошной софизм.
Об идее отдельных «новаторов» переформатировать праздник 9 Мая даже говорить стыдно. Стыдно перед памятью миллионов павших, своими жизнями заплативших за то, чтобы отдельные «общественные деятели» в тиши кабинетов, за чашкой чая могли витийствовать и выдумывать свои оценки великой Победе советского народа. Оценка дана давно и не нами, и десятки тысяч алматинцев в строю «бессмертного полка» - это выбор народа, который самоорганизовался и объединился ради того, чтобы выразить признательность и преклонение перед подвигом отцов и дедов. Тогда как ни один призыв нацпатов не собрал и сотни граждан.
Отдельной строкой стоит упомянуть Сергея Дуванова, известного своим «инакомыслием» по отношению к деятельности Кремля, казахстанской власти и вообще к любым вопросам общественного бытия. Судя по всему, его главный жизненный принцип: враг моего врага – мой друг. Солидаризируясь с записными нацпатами, он утверждает, что стране угрожает сепаратизм, и видит это в том, что 70% граждан «одобрили аннексию Крыма». А дальше следует «железобетонная» логика: мол, люди, смотрящие с любовью на Путина и с ненавистью на Запад – это потенциальные «сепары». Вот так, ни много ни мало 70% - сепаратисты, и, как уже выразился однажды политолог, «с этим что-то надо делать».
Хотелось бы напомнить борцу с «сепарами», что на Украине, которую он пытается представить светочем демократии, это уже делают – преследуют граждан, считающих, что в ВОВ победил советский народ, а не «украинская армия» и не УПА-ОУН, что отцы и деды, добывшие Победу, достойны поклонения и что «бессмертный полк» - это людская дань памяти героев-родственников, а не «политический проект Москвы».
Что касается перехода на латинский алфавит, то тут можно спорить много и долго. Но не стану этого делать и лишь приведу одну цитату. Речь идет о реформах в Узбекистане. В ходе их обсуждения «президент страны предложил согражданам дополнить “Стратегию действий” своими мыслями. Жители откликнулись. Внесено 1310 предложений. 215 из них приняты к рассмотрению. Среди таковых – раздать землю, вступить в Таможенный союз, амнистировать теневой капитал и вернуться к кириллице».
Когда читаешь высказывания и философствования апологетов национализма, то создается впечатление, что скоро Казахстан уже перестанет быть многонациональной страной и что русскоязычным пора «собирать чемоданы». Но стоит оторваться от Интернета и выйти на улицу, пройтись по нашему чудесному городу, пообщаться с алматинцами, как все становится на свои места: радушие, уважение, вежливость, порядочность, готовность прийти на помощь превалируют во взаимоотношениях между людьми.
Например, я стал чаще ездить на общественном транспорте (не по призыву акима, просто иногда так проще) и увидел, что, как и при «совке», молодежь не разучилась уступать места пожилым. Пол-автобуса принялось разъяснять мне, как пользоваться карточкой «Онай». На улицах, обращаясь к прохожим на русском языке, еще ни разу не услышал отказ ответить на вопрос – наоборот, обстоятельно объясняют, как найти нужный адрес. На 9 мая в магазинах увидел продавцов с гвардейскими и государственными ленточками, сплетенными воедино!
И давайте в противовес сторонникам создания национального государства дадим слово действительно всенародно признанным и почитаемым гражданам нашей страны. Вот что говорит Олжас Сулейменов, сторонник евразийского союза, видящий в нем залог безопасности Казахстана: «Для таких стран, как наша, открытых всем ветрам с севера и юга, с востока и запада, полная независимость - состояние невозможное и опасное. Я не воспринимаю разглагольствования некоторых ораторов об абсолютной независимости страны с населением 17 миллионов человек и площадью в 2 миллиона 700 тысяч квадратных километров, наполненных полезными ископаемыми, плодородными почвами и транзитными возможностями. Мы познали века зависимости и сейчас вступаем в эпоху осознанной взаимозависимости с ближайшими и дальними соседями по планете. И меня успокаивает, что пока наша история развивается по этому сценарию».
И, конечно же, следует вспомнить слова назидания заслуженно почитаемого в нашей стране Герольда Бельгера, который почему-то не видел угрозы Казахстану со стороны северного соседа: «Жить одной ненавистью нельзя. Друзьям-казахам я бы сказал: «Да, было. Не забывай. Но не живи ненавистью. Русский народ - он велик, он богат…старайся видеть меньше сволочи и больше добрых людей ..Крым, я считаю, вернули России правильно».
Безусловно, кое-кому выгодно нагнетание межнациональной напряженности, а именно такой резонанс и производят публикации отдельных общественных деятелей, для которых это пока неисчерпаемая тема для «творчества». И тут неважно, верят ли они сами в то, что пишут и проповедуют, если это оплачивается и если это востребовано частью общества.
Нивелирует ситуацию то, что наше общество воспитано на идеях добра и взаимоуважения, а также, наверное, то, что подавляющее большинство населения не читает такую прессу. Да и в целом в стране проводится адекватная межнациональная политика, подчеркивающая нашу общность и заинтересованность подавляющего числа граждан в мирном и поступательном развитии страны.
Автор: Виктор Савицкий
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Похожие темы
» Казахстан — часть чеченского эмирата?
» Казахстан ввел войска на Байконур
» Казахстан празднует 21-годовщину независимости
» Казахстан ответил на российскую ноту по поводу Байконура
» Больше всего мигрантов зарегистрировано в центре Москвы
» Казахстан ввел войска на Байконур
» Казахстан празднует 21-годовщину независимости
» Казахстан ответил на российскую ноту по поводу Байконура
» Больше всего мигрантов зарегистрировано в центре Москвы
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения