Битва за умы
Страница 1 из 1
Битва за умы
Военная оккупация немецко-фашистскими захватчиками Сталинградской области продолжалась недолго – около полугода, но она успела оставить горький и тяжелый след. Пользуясь тем, что население области не имело доступа к привычным средствам информации – советским газетам, радио, немецкое командование объявило настоящую войну за умы и души жителей оккупированных территорий.
Об этом рассказывает ведущий научный сотрудник музея-заповедника «Сталинградская битва» Владимир Голубкин.
В поисках "потенциального" союзника
Стремясь сильнее укрепить свои позиции на завоеванной территории, оккупанты практически повсеместно развертывали активную пропаганду среди местного населения. И более всего ˜– в районах с преобладанием казачьего населения. Такими были Верхне-Курмоярский, Кагановичский, Калачевский, Перелазовский, Серафимовичский, Тормосиновский.
Командование противника изначально рассматривало казачество как потенциального союзника. Этому способствовало знание оккупантами особенностей исторического развития донского казачества. При этом особая ставка делалась на затаенную обиду казаков на Советскую власть за преследования, которым те подверглись в период гражданской войны и в последующие годы.
Оккупанты стремились использовать это недовольство в своих целях, а также посеять рознь между казаками и неказачьим населением. Предполагалось, что после всего случившегося у казаков не будет другого выхода, кроме сотрудничества с новой властью. Причем, если в ходе боевых действий казаки попадали в плен, их нередко, как и украинцев и белорусов, уроженцев Кавказа, отпускали домой.
Основными приемами пропаганды были подчеркивание превосходства казаков над прочим населением, признание их отдельной нацией, близкой к арийской, демонстративное освобождение от некоторых поборов и повинностей, в ряде случаев – от наказаний. Так, в Сиротинском районе оккупантами раздавались обещания открыть церкви и разрешить свободное вероисповедание, раздать землю, целенаправленно проводились собрания с пропагандой лучшей жизни при новой власти. Известен случай, когда нацисты всячески поощряли строительство нового храма, а когда оно завершалось, забирали его под склад.
Посеять рознь между людьми
Распространялись листовки, газеты и журналы, вывешивались плакаты. Этой же цели служили беседы, специально организованные собрания. В развертывании немецкой пропаганды принимали активное участие русские эмигрантские организации, сотрудничавшие с оккупантами, такие, как Русский комитет, Комитет спасения России, штаб Войска Донского.
Основной упор делался на описание преступлений и злоупотреблений коммунистической власти, страданий от них населения, убеждение в бессмысленности борьбы с Германией, а также на разжигание антисемитизма. Евреи в пропаганде постоянно отождествлялись с большевиками, и выставлялись в самом негативном свете. Главной целью всех этих шагов было оправдание геноцида евреев.
А бедствия, что принесли населению война и оккупация, должны были затушеваться тем, что оккупанты выступили освободителями. Также всячески расписывались успехи германской армии и будущее процветание оккупированных областей. Чтобы усилить эффект, оккупанты всячески препятствовали тому, чтобы население получало достоверную информацию о положении на фронте и в стране в целом.
Ставка на молодежь
Оккупанты пытались наладить контакт с молодыми людьми и подростками. Так, в ст. Нижне-Чирской через месяц после оккупации развернуло работу немецкое Бюро пропаганды. В его функции входили руководство и контроль за культурными и увеселительными учреждениями, организация и распространение печатных пропагандистских материалов, организация устной пропаганды. Выпускалась газета «Новое Время» на русском языке. Было возобновлено радиовещание.
Одновременно для отдельных категорий местного населения ввели некоторые льготы. Правом на них пользовались лица, работавшие в оккупационной администрации, либо содействовавшие обеспечению немецкой армии; лица, пострадавшие от советской власти; политические эмигранты, вернувшиеся на родину; в местности с преобладающим казачьим населением – казаки.
Льготы выражались в том, что в ряде случаев раскулаченным возвращалось их имущество, прежде всего жилые дома. Лица, пострадавшие от Советской власти освобождались от некоторых поборов. Разрешалось отправление религиозных обрядов и таинств. Так, в х. Евстратов, Платонове, Головском, Ореховском, Селивановском Клетского района при одобрении и поддержке оккупантов были открыты православные молельные дома. Службу проводили румынские армейские священники.
Но необходимо отметить, что население Сталинградской области, включая казачество, достаточно быстро разобралось в причинах заигрывания с ним и в целях нацистов. Зверства и террор на временно захваченной земле – таким было подлинное лицо оккупантов.
Об этом рассказывает ведущий научный сотрудник музея-заповедника «Сталинградская битва» Владимир Голубкин.
В поисках "потенциального" союзника
Стремясь сильнее укрепить свои позиции на завоеванной территории, оккупанты практически повсеместно развертывали активную пропаганду среди местного населения. И более всего ˜– в районах с преобладанием казачьего населения. Такими были Верхне-Курмоярский, Кагановичский, Калачевский, Перелазовский, Серафимовичский, Тормосиновский.
Командование противника изначально рассматривало казачество как потенциального союзника. Этому способствовало знание оккупантами особенностей исторического развития донского казачества. При этом особая ставка делалась на затаенную обиду казаков на Советскую власть за преследования, которым те подверглись в период гражданской войны и в последующие годы.
Оккупанты стремились использовать это недовольство в своих целях, а также посеять рознь между казаками и неказачьим населением. Предполагалось, что после всего случившегося у казаков не будет другого выхода, кроме сотрудничества с новой властью. Причем, если в ходе боевых действий казаки попадали в плен, их нередко, как и украинцев и белорусов, уроженцев Кавказа, отпускали домой.
Основными приемами пропаганды были подчеркивание превосходства казаков над прочим населением, признание их отдельной нацией, близкой к арийской, демонстративное освобождение от некоторых поборов и повинностей, в ряде случаев – от наказаний. Так, в Сиротинском районе оккупантами раздавались обещания открыть церкви и разрешить свободное вероисповедание, раздать землю, целенаправленно проводились собрания с пропагандой лучшей жизни при новой власти. Известен случай, когда нацисты всячески поощряли строительство нового храма, а когда оно завершалось, забирали его под склад.
Посеять рознь между людьми
Распространялись листовки, газеты и журналы, вывешивались плакаты. Этой же цели служили беседы, специально организованные собрания. В развертывании немецкой пропаганды принимали активное участие русские эмигрантские организации, сотрудничавшие с оккупантами, такие, как Русский комитет, Комитет спасения России, штаб Войска Донского.
Основной упор делался на описание преступлений и злоупотреблений коммунистической власти, страданий от них населения, убеждение в бессмысленности борьбы с Германией, а также на разжигание антисемитизма. Евреи в пропаганде постоянно отождествлялись с большевиками, и выставлялись в самом негативном свете. Главной целью всех этих шагов было оправдание геноцида евреев.
А бедствия, что принесли населению война и оккупация, должны были затушеваться тем, что оккупанты выступили освободителями. Также всячески расписывались успехи германской армии и будущее процветание оккупированных областей. Чтобы усилить эффект, оккупанты всячески препятствовали тому, чтобы население получало достоверную информацию о положении на фронте и в стране в целом.
Ставка на молодежь
Оккупанты пытались наладить контакт с молодыми людьми и подростками. Так, в ст. Нижне-Чирской через месяц после оккупации развернуло работу немецкое Бюро пропаганды. В его функции входили руководство и контроль за культурными и увеселительными учреждениями, организация и распространение печатных пропагандистских материалов, организация устной пропаганды. Выпускалась газета «Новое Время» на русском языке. Было возобновлено радиовещание.
Одновременно для отдельных категорий местного населения ввели некоторые льготы. Правом на них пользовались лица, работавшие в оккупационной администрации, либо содействовавшие обеспечению немецкой армии; лица, пострадавшие от советской власти; политические эмигранты, вернувшиеся на родину; в местности с преобладающим казачьим населением – казаки.
Льготы выражались в том, что в ряде случаев раскулаченным возвращалось их имущество, прежде всего жилые дома. Лица, пострадавшие от Советской власти освобождались от некоторых поборов. Разрешалось отправление религиозных обрядов и таинств. Так, в х. Евстратов, Платонове, Головском, Ореховском, Селивановском Клетского района при одобрении и поддержке оккупантов были открыты православные молельные дома. Службу проводили румынские армейские священники.
Но необходимо отметить, что население Сталинградской области, включая казачество, достаточно быстро разобралось в причинах заигрывания с ним и в целях нацистов. Зверства и террор на временно захваченной земле – таким было подлинное лицо оккупантов.
http://www.vpravda.ru/News/Society/36189
Похожие темы
» Битва за Новороссию - это битва за Россию и за все человечество
» Информационная Война - Битва за Украину, подготовка к обороне РФ
» Информационная Война - Битва за Украину, подготовка к обороне РФ
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения