Продолжение истории с газетой "Тюркский взгляд" от Азатлык
Страница 1 из 1
Продолжение истории с газетой "Тюркский взгляд" от Азатлык
В Декабре 2015 г. увидел свет второй номер газеты "Тюркский взгляд", издаваемой татарской националистической организацией "Азатлык".
О первом номере я писал тут.
Ну что сказать — ребята провели серьезную работу над ошибками С первой страницы пропал логотип Бозкрутов, его место занял конный лучник непонятного происхождения, с прямым мечом, на лошади без седла, больше похожий на скифа. Или на красного всадника, разработанного агентством Тины Канделаки для Татарстана. Так же издатели наконец догадались заменить дублирование названия газеты на турецком языке ("turk vizyon") на родное татарское "торки караш".
В издании стало на порядок меньше одиозных статей на тему единства тюрков и больше материалов на тему общности языков татар, башкир, алтайцев и др. тюркских народов. Без ляпов, конечно, тоже не обошлось: н-р, чуваки из "Азатлык" объявляют 2016 г. одновременно годом и Гаяза Исхаки, и Садри Максуди, некий Айрат Галимзянов утверждает, что вождь гуннов Атилла приветствовал своих воинов словом "Исянмесез", а Рафаэль Мухаметдиннов пишет о том, что этруски, жившие более 3 тыс. лет назад на территории современной Италии, нас самом деле были тюрками .
Но лично для меня наиболее интересным показался текст "Главная проблема татарского языка", размещенный на всю первую полосу и подписанный самим Наилем Набиуллиным. Среди общих фраз и слов типа "для развития татарского языка нужны национальные университеты и масштабная PR-кампания" проскользнула следующая фраза:
"Татарских школ в Республике недостаточно. Например, в Казани действуют только две полноценные татарские школы".
На сайте Министерства образования Республики Татарстан русским (и местами - татарским) по белому указывается, сколько на самом деле в Казани существует национальных школ: всего 40 средних учебных заведений, из них 11 — чисто татарские. Наиль Набиуллин в своих оценках ошибся минимум в 5.5 раз (если брать в расчет школы только с татарским языком обучения), максимум — в 20.
1. МБОУ "Гимназия №13 с татарским языком обучения" Ново-Савиновского района г.Казани
2. МБОУ "Гимназия №155 с татарским языком обучения" Ново-Савиновского района г.Казани
3. МБОУ "Гимназия №18 с татарским языком обучения" Приволжского района г. Казани
4. МБОУ "Татарская гимназия №11" Советского района г. Казани
5. МБОУ "Лицей №149 с татарским языком обучения" Советского района г. Казани
6. МБОУ "Гимназия №12 с татарским языком обучения имени Ф. Г. Аитовой" Московского района г. Казани
7. ГБМБУ "КФУ каршындагы 2 нче татар гимназиясе" МБОУ "Татарская гимназия №2 при КФУ"
8. МБОУ" Гимназия №3 с татарским языком обучения" Кировского района г.Казани
9. МБОУ "Татарская гимназия №15" Кировского района г.Казани
10. Муниципиальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Татарская гимназия №1" Вахитовского района г. Казани
11. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Гимназия №27 с татарским языком обучения" Вахитовского района г. Казани
12. МБОУ "Средняя общеобразовательная татарско-русская школа №23 с углубленным изучением отдельных предметов" Ново-Савиновского района г.Казани
13. МБОУ "Средняя общеобразовательная татарско-русская школа №31" Ново-Савиновского района г.Казани
14. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная татарско-русская школа №71 с углубленным изучением отдельных предметов" Ново-Савиновского района города Казани
15. МБОУ "Средняя общеобразовательная русско-татарская школа №103" Ново-Савиновского района г. Казани
16. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная татарско-русская школа №113 с углублённым изучением отдельных предметов" Ново-Савиновского района г. Казани
17. МБОУ "Татарско-русская средняя общеобразовательная школа №10 с углубленным изучением отдельных предметов" Приволжского района г. Казани
18. МБОУ "Татаро-английская гимназия №16" Приволжского района г. Казани
19. МБОУ "Средняя общеобразовательная татарско-русская школа №48 с углубленным изучением отдельных предметов" Приволжского района г. Казани
20. МБОУ "Татарско-русская средняя общеобразовательная школа №68 с углублённым изучением отдельных предметов" Приволжского района г. Казани
21. МБОУ "Русско-татарская средняя общеобразовательная школа №97" Приволжского района г. Казани
22. МБОУ "Русско-татарская средняя общеобразовательная школа №129" Приволжского района г. Казани
23. МБОУ "Средняя общеобразовательная русско-татарская школа №150" Приволжского района города Казани
24. МБОУ "Средняя общеобразовательная русско-татарская школа №111" Советского района г. Казани
25. МБОУ "Средняя общеобразовательная русско-татарская школа №124" Советского района г. Казани
26. МОУ "Средняя общеобразовательная русско-татарская школа №161" Советского района г. Казани
27. МБОУ "Средняя общеобразовательная татарско-русская школа №34" Московского района г. Казани
28. МБОУ "Средняя общеобразовательная татарско-русская школа №65 с углубленным изучением отдельных предметов" Московского района г. Казани
29. МБОУ "Основная общеобразовательная татарско-русская школа №66" Московского района г. Казани
30. МОУ "Средняя общеобразовательная русско-татарская школа №87" Московского района г.Казани
31. МБОУ "Средняя русско-татарская общеобразовательная школа №57" Кировского района г.Казани
32. МБОУ "Средняя общеобразовательная русско-татарская школа №67" Кировского района г. Казани
33. МБОУ "Русско-татарская средняя школа №81 с углубленным изучением отдельных предметов" Кировского района г. Казани
34. МБОУ "Средняя общеобразовательная русско-татарская школа №13" Вахитовского района г. Казани
35. МБОУ "Средняя общеобразовательная русско-татарская школа №14" Вахитовского района г. Казани
36. МБОУ "Средняя общеобразовательная татарско-русская школа №80 с углубленным изучением отдельных предметов" Вахитовского района г. Казани
37. МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №98 (татарско-русская) " Вахитовского района г. Казани
38. МБОУ "Средняя общеобразовательная русско-татарская школа №115" Авиастроительного района г. Казани
39. МБОУ "Средняя общеобразовательная русско-татарская школа №147" Авиастроительного района г. Казани
40. МБОУ "Средняя общеобразовательная татарско-русская школа №134" Авиастроительного района г. Казани
Полагаю, что с учетом специфики газеты "Тюркский Взгляд" и личности автора, такой разбег в оценке не случаен и вряд ли может быть простой ошибкой. Почему товарищи из "Азатлык" не посчитали все эти школы? ИМХО причина кроется в том, что сравнительно недавно в Татарстане фактически закрыли восемь (!) турецко-татарских лицеев, существовавших в РТ с 1992 г. и находившихся в сфере влияния запрещенной в России с 2008 г. турецкой организации "Нурджулар" (три — в Казани, два — в Набережных Челнах, по одному — в Бугульме, Альметьевске и Нижнекамске), и которые считались "тру"-татарскими школами.
Про "Нурджулар" в России Википедия сообщает следующее:
В России "Нурджулар" Фетхуллаха Гюлена обосновалась в середине девяностых годов. За эти годы ей удалось открыть на территории России более 30 спецшкол, одно университетское отделение, три языковых курса при различных институтах. В дальнейшем они были закрыты или перепрофилированы Минобрнауки РФ по причине их несоответствия системе образования России
По мнению ФСБ России, "Нурджулар" Гюлена занимается сбором информации в политической, экономической, межконфессиональной и других сферах в регионах и государствах, где проживают тюркоязычные народы, использует методы конспирации, осуществляет внедрение и дальнейшее продвижение своих последователей в органы власти и управления, как в Турции, так и в других государствах. В Российской Федерации движение "Нурджулар" носит целенаправленный и четко структурированный характер. За каждым регионом страны закрепляется тот или иной фонд или фирма, которые являются ответственными за распространение в нем идеологии движения. Их деятельность контролируется руководящими функционерами "Нурджулар", которые регулярно совершают инспекционные поездки по российским регионам. Помимо инспекций они занимаются непосредственно и проповеднической деятельностью, осуществляя религиозный инструктаж сотрудников фирм и фондов. "Нурджулар" является многоуровневой, четко структурированной организацией. Ее деятельность носит конспиративный характер, в структуре имеется собственная служба безопасности, располагающая банком данных на всех членов движения и занимающаяся, в частности, выявлением агентуры национальных спецслужб и правоохранительных органов. Каждого нового члена инструктируют о необходимости сохранения в тайне факта своей принадлежности к данной организации.
Особое внимание "Нурджулар" уделяет пропаганде исламских и пантюркистских идей в различных странах путем создания подконтрольных светских и религиозных учебных заведений различного уровня. Уже длительное время активно "осваиваются" территории целого ряда государств Центральной Азии, Закавказья, субъектов Российской Федерации, где проживают тюркоязычные народы. Всего с начала 90-х годов миссионеры "Нурджулар" развернули за пределами Турции более 500 официально считающихся светскими учебных заведений, в которых в равной степени преподаются общеобразовательные и религиозные предметы.
В 2002—2004 годах из России были выдворены около 20 граждан Турции, которые, как утверждали российские спецслужбы, были связаны с "Нурджулар".
По данным ФСБ, функционеры этой организации осуществляли тесные контакты с представителями действующих в Турции организаций, оказывающих помощь бандформированиям в Чечне.
Про то, как "Нурджулар" связаны с Татарстаном, месяц назад писал "Московский Комсомолец":
Первыми – еще в начале 1990-х в Татарстане появились представители джамаата "Нурджулар". Это сообщество названо по имени его основателя – радикального проповедника Саида Нурси (1877-1960), оставившего после себя большое письменное наследие и много учеников. После смерти Саида Нурси его джамаат разделился на 7 ветвей. На территорию Татарстана первыми проникли представители одного из таких направлений – ветвь Мустафы Сунгура (1929-2012), ученика Саида Нурси.
Первый турецкий эмиссар "Нурджулар" ветви Мустафы Сунгура по имени Байтулла Ямак приехал в Казань в 1992 году. На волне религиозного ренессанса среди татар любой иностранец из мусульманской страны казался светочем ислама. Тем более, что Байтулла Ямак действительно разбирался в религиозных вопросах. У себя дома на частной квартире – жил он на Фурманова, д.11 – он собирал до сорока человек и вел среди них агитацию. Он привозил очень много литературы, и народ тянулся к нему.
Второй турецкий эмиссар "Нурджулар" тоже из ветви Мустафы Сунгура Аджар Тахсин приехал вместе с Байтуллой Ямаком в Татарстан, но поехал создавать ячейку в Набережные Челны. И, надо сказать, преуспел гораздо больше Ямака, потому что нашел человека, который знал турецкий язык и стал переводить книги Саида Нурси на русский и татарский язык. Им оказался Марат Таминдаров, который и стал переводчиком большинства книг Саида Нурси в России. Книги распространялись бесплатно, и в условиях дефицита религиозной литературы эти издания пользовались огромным спросом.
В 1999 году турецкими эмиссарами заинтересовались власти: Байтуллу Ямака депортировали, но на его место в Казань из Набережных Челнов переехал Аджар Тахсин, оставив курировать ячейкой в Челнах своего ученика из татар Марата Тамирданова (отметим, что его брат Шамиль Тамирданов попал под влияния ваххабитов, стал членом ваххабитской банды и в 20005 году был осужден по делу "исламского джамаата" в Набережных Челнах).
В это же время в Татарстан приезжает эмиссар "Нурджулар" другой ветви "Ени Азия" ("Новая Азия") по имени Чакыш Ферук. Он основывает ячейку в Казани на ул.Горсоветская на частной квартире, а затем создает такую же ячейку в Набережных Челнах. Он, кстати, старался вовлекать в свои ячейки не только татар, но и мигрантов.
Адепты "Нурджулар" старались создавать не только сеть мужских ячеек, но и женские во главе которых стояли очень активные наставницы. Одна из таких активисток Накия Шарифуллина, которая создала в Закамском регионе Татарстане сеть ячеек. Женщины охотно тянулись на эти собрания в Нижнекамске, Лениногорске, Набережных Челнах, поселке Джалиль, и Шарифуллиной удалось достаточно сильно укрепить позиции "Нурджулар" в этой части Татарстана.
Эксперт Института национальной стратегии и исламовед Раис Сулейманов писал о том, как функционировали татаро-турецкие лицеи:
Специфической особенностью турецких лицеев было то, что пропаганда там никогда не велась открыто. Более того, в лицеи принимались не только татарские дети, но и русские. По отзывам родителей, там давалось "очень хорошее образование", детей учили четырем языкам (русскому, татарскому, английскому и турецкому), причем некоторые предметы преподавались на английском. Религиозной агитации в открытой форме не существовало. Гюленисты работали тоньше: в этих лицеях с 7 класса из порядка 30 учащихся в группе отбирали 5−6 учеников, которых приглашали на частные квартиры, где их приобщали к совершению намазов, знакомили с учением их духовного лидера Фетхуллаха Гюлена, а конспиративность этого религиозного погружения обеспечивалась тем, что от учащихся настоятельно требовали не рассказывать об этом родителям.
Школьники не видели в этом ничего плохого, соответственно, старались, по просьбе учителей, держать все в тайне. При этом и учителя, и школьники внешне вели себя как светские люди. Получалось так, что 70% учащихся лицеев не были в курсе, что остальные 30% ходят на частные квартиры для приобщения к гюленизму. Не все школьники подвергались гюленистской обработке: многие, окончив лицей, так и не попали под влияние джамаата, и даже были не в курсе того, что подобное может происходить в лицее.
Эти 70% служили прикрытием для адептов-гюленистов, которые ориентировались на остальные 30%. Всех учащихся лицеев гюленисты делили на 5 уровней: 1-й уровень — это обычные дети из обычных семей, ничем не примечательные, далекие от религии; 2-й уровень — это дети, которые на уровне семейных традиций знакомы с исламом от бабушек и дедушек; 3-й уровень — дети, умеющие соблюдать ритуальную практику ислама; 4-й уровень — это дети, которых знакомили с учением Фетхуллаха Гюлена для интеграции в джамаат; 5-й уровень — это лояльные и преданные гюленовскому движению ученики.
Задача преподавателей состояла в том, чтобы лучшие по успеваемости и самые способные дети к концу 11 класса достигли 5-го уровня и стали преданными членами джамаата. Последние, благодаря своим способностям, поступали в вузы, а затем их проталкивали на государственные должности, помогали в бизнесе. Можно проследить за выпускниками турецких лицеев, какие они занимают должности сегодня. Естественно, взаимовыручка и взаимоподдержка являются важными качествами гюленистов: "своих не бросаем, своим помогаем, своих продвигаем" — по такому принципу работает движение Гюлена, благодаря этому его духовная империя только растет и увеличивает влияние.
Еще много интересного про "Нурджулар" по этой ссылке:
А по этой ссылке можно узнать, кто такой Фетуллах Гюлен, и что представляет из себя его организация, которую н-р сайт "Голос Ислама" прямым текстом называет "одной из самых крупных в мире многослойных эшелонированных масонских организаций".
В Татарстане с Нурджулар, и особенно с последователями Гюлена, активно борются уже много лет, н-р, в 2007 г. из Республики были выдворены 44 преподавателя татарско-турецких лицеев, являвшихся последователями учения Гюлена, а 3 года назад спецслужбы в Набережных Челнах накрыли два с лишним десятка адресов, по которым проживали и работали гюленисты, изъяли более 1 млн. р., технику, литературу, различные документы, подтверждающие связь местных гюленистов с международными мусульманскими организациями, и в т.ч. обнаружили нескольких несовершеннолетних членов секты.
Интересный расклад получается? В таком контексте стенания товарища Набиуллина по поводу "только двух полноценных татарских школ" в Казани становятся понятны. "Не все йогурты одинаково полезны", ага
Но и это еще не все. После того, как я в твиттере написал, что готовлю материал про второй номер "Тюркского взгляда" и упомянул тех самых "Нурджулар", в личку прислали интересную инфу: у нас в Республике с "Нурджулар" были связаны многие представители турецкой диаспоры Татарстана, многие из которых, правда, Татарстан уже покинули. Преимущественно это были люди из бизнеса, и в т.ч. - владельцы нескольких конкретных турецких кафе в Казани. Именно тех, в которых чаще всего любят бывать Наиль Набиуллин сотоварищи.
Ну и последний интересный штрих к получившейся картине: в 2013 г. сторонники "Нурджулар" попытались сместить Эрдогана, но неудачно, и сейчас официальная Анкара, и Эрдогановская МХП, и оппозиционные Эрдогану те самые Бозкурты мягко говоря, очень недолюбливают нурсиситов. Вот прямо очень сильно не любят, не смотря на некую общность идей, пантюркизм, совпадение некоторых целей и все такое. Но, несмотря на это, в Татарстане предприимчивый товарищ Набиуллин и его партайгеноссе из "Азатлык" умудряются продуктивно общаться как с одними, так и с другими, и даже с третьими, а заодно по ходу общения успевает решать собственные вопросы.
Политика, однако. Далеко пойдут с таким подходом ребята
О первом номере я писал тут.
Ну что сказать — ребята провели серьезную работу над ошибками С первой страницы пропал логотип Бозкрутов, его место занял конный лучник непонятного происхождения, с прямым мечом, на лошади без седла, больше похожий на скифа. Или на красного всадника, разработанного агентством Тины Канделаки для Татарстана. Так же издатели наконец догадались заменить дублирование названия газеты на турецком языке ("turk vizyon") на родное татарское "торки караш".
В издании стало на порядок меньше одиозных статей на тему единства тюрков и больше материалов на тему общности языков татар, башкир, алтайцев и др. тюркских народов. Без ляпов, конечно, тоже не обошлось: н-р, чуваки из "Азатлык" объявляют 2016 г. одновременно годом и Гаяза Исхаки, и Садри Максуди, некий Айрат Галимзянов утверждает, что вождь гуннов Атилла приветствовал своих воинов словом "Исянмесез", а Рафаэль Мухаметдиннов пишет о том, что этруски, жившие более 3 тыс. лет назад на территории современной Италии, нас самом деле были тюрками .
Но лично для меня наиболее интересным показался текст "Главная проблема татарского языка", размещенный на всю первую полосу и подписанный самим Наилем Набиуллиным. Среди общих фраз и слов типа "для развития татарского языка нужны национальные университеты и масштабная PR-кампания" проскользнула следующая фраза:
"Татарских школ в Республике недостаточно. Например, в Казани действуют только две полноценные татарские школы".
На сайте Министерства образования Республики Татарстан русским (и местами - татарским) по белому указывается, сколько на самом деле в Казани существует национальных школ: всего 40 средних учебных заведений, из них 11 — чисто татарские. Наиль Набиуллин в своих оценках ошибся минимум в 5.5 раз (если брать в расчет школы только с татарским языком обучения), максимум — в 20.
1. МБОУ "Гимназия №13 с татарским языком обучения" Ново-Савиновского района г.Казани
2. МБОУ "Гимназия №155 с татарским языком обучения" Ново-Савиновского района г.Казани
3. МБОУ "Гимназия №18 с татарским языком обучения" Приволжского района г. Казани
4. МБОУ "Татарская гимназия №11" Советского района г. Казани
5. МБОУ "Лицей №149 с татарским языком обучения" Советского района г. Казани
6. МБОУ "Гимназия №12 с татарским языком обучения имени Ф. Г. Аитовой" Московского района г. Казани
7. ГБМБУ "КФУ каршындагы 2 нче татар гимназиясе" МБОУ "Татарская гимназия №2 при КФУ"
8. МБОУ" Гимназия №3 с татарским языком обучения" Кировского района г.Казани
9. МБОУ "Татарская гимназия №15" Кировского района г.Казани
10. Муниципиальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Татарская гимназия №1" Вахитовского района г. Казани
11. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Гимназия №27 с татарским языком обучения" Вахитовского района г. Казани
12. МБОУ "Средняя общеобразовательная татарско-русская школа №23 с углубленным изучением отдельных предметов" Ново-Савиновского района г.Казани
13. МБОУ "Средняя общеобразовательная татарско-русская школа №31" Ново-Савиновского района г.Казани
14. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная татарско-русская школа №71 с углубленным изучением отдельных предметов" Ново-Савиновского района города Казани
15. МБОУ "Средняя общеобразовательная русско-татарская школа №103" Ново-Савиновского района г. Казани
16. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная татарско-русская школа №113 с углублённым изучением отдельных предметов" Ново-Савиновского района г. Казани
17. МБОУ "Татарско-русская средняя общеобразовательная школа №10 с углубленным изучением отдельных предметов" Приволжского района г. Казани
18. МБОУ "Татаро-английская гимназия №16" Приволжского района г. Казани
19. МБОУ "Средняя общеобразовательная татарско-русская школа №48 с углубленным изучением отдельных предметов" Приволжского района г. Казани
20. МБОУ "Татарско-русская средняя общеобразовательная школа №68 с углублённым изучением отдельных предметов" Приволжского района г. Казани
21. МБОУ "Русско-татарская средняя общеобразовательная школа №97" Приволжского района г. Казани
22. МБОУ "Русско-татарская средняя общеобразовательная школа №129" Приволжского района г. Казани
23. МБОУ "Средняя общеобразовательная русско-татарская школа №150" Приволжского района города Казани
24. МБОУ "Средняя общеобразовательная русско-татарская школа №111" Советского района г. Казани
25. МБОУ "Средняя общеобразовательная русско-татарская школа №124" Советского района г. Казани
26. МОУ "Средняя общеобразовательная русско-татарская школа №161" Советского района г. Казани
27. МБОУ "Средняя общеобразовательная татарско-русская школа №34" Московского района г. Казани
28. МБОУ "Средняя общеобразовательная татарско-русская школа №65 с углубленным изучением отдельных предметов" Московского района г. Казани
29. МБОУ "Основная общеобразовательная татарско-русская школа №66" Московского района г. Казани
30. МОУ "Средняя общеобразовательная русско-татарская школа №87" Московского района г.Казани
31. МБОУ "Средняя русско-татарская общеобразовательная школа №57" Кировского района г.Казани
32. МБОУ "Средняя общеобразовательная русско-татарская школа №67" Кировского района г. Казани
33. МБОУ "Русско-татарская средняя школа №81 с углубленным изучением отдельных предметов" Кировского района г. Казани
34. МБОУ "Средняя общеобразовательная русско-татарская школа №13" Вахитовского района г. Казани
35. МБОУ "Средняя общеобразовательная русско-татарская школа №14" Вахитовского района г. Казани
36. МБОУ "Средняя общеобразовательная татарско-русская школа №80 с углубленным изучением отдельных предметов" Вахитовского района г. Казани
37. МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №98 (татарско-русская) " Вахитовского района г. Казани
38. МБОУ "Средняя общеобразовательная русско-татарская школа №115" Авиастроительного района г. Казани
39. МБОУ "Средняя общеобразовательная русско-татарская школа №147" Авиастроительного района г. Казани
40. МБОУ "Средняя общеобразовательная татарско-русская школа №134" Авиастроительного района г. Казани
Полагаю, что с учетом специфики газеты "Тюркский Взгляд" и личности автора, такой разбег в оценке не случаен и вряд ли может быть простой ошибкой. Почему товарищи из "Азатлык" не посчитали все эти школы? ИМХО причина кроется в том, что сравнительно недавно в Татарстане фактически закрыли восемь (!) турецко-татарских лицеев, существовавших в РТ с 1992 г. и находившихся в сфере влияния запрещенной в России с 2008 г. турецкой организации "Нурджулар" (три — в Казани, два — в Набережных Челнах, по одному — в Бугульме, Альметьевске и Нижнекамске), и которые считались "тру"-татарскими школами.
Про "Нурджулар" в России Википедия сообщает следующее:
В России "Нурджулар" Фетхуллаха Гюлена обосновалась в середине девяностых годов. За эти годы ей удалось открыть на территории России более 30 спецшкол, одно университетское отделение, три языковых курса при различных институтах. В дальнейшем они были закрыты или перепрофилированы Минобрнауки РФ по причине их несоответствия системе образования России
По мнению ФСБ России, "Нурджулар" Гюлена занимается сбором информации в политической, экономической, межконфессиональной и других сферах в регионах и государствах, где проживают тюркоязычные народы, использует методы конспирации, осуществляет внедрение и дальнейшее продвижение своих последователей в органы власти и управления, как в Турции, так и в других государствах. В Российской Федерации движение "Нурджулар" носит целенаправленный и четко структурированный характер. За каждым регионом страны закрепляется тот или иной фонд или фирма, которые являются ответственными за распространение в нем идеологии движения. Их деятельность контролируется руководящими функционерами "Нурджулар", которые регулярно совершают инспекционные поездки по российским регионам. Помимо инспекций они занимаются непосредственно и проповеднической деятельностью, осуществляя религиозный инструктаж сотрудников фирм и фондов. "Нурджулар" является многоуровневой, четко структурированной организацией. Ее деятельность носит конспиративный характер, в структуре имеется собственная служба безопасности, располагающая банком данных на всех членов движения и занимающаяся, в частности, выявлением агентуры национальных спецслужб и правоохранительных органов. Каждого нового члена инструктируют о необходимости сохранения в тайне факта своей принадлежности к данной организации.
Особое внимание "Нурджулар" уделяет пропаганде исламских и пантюркистских идей в различных странах путем создания подконтрольных светских и религиозных учебных заведений различного уровня. Уже длительное время активно "осваиваются" территории целого ряда государств Центральной Азии, Закавказья, субъектов Российской Федерации, где проживают тюркоязычные народы. Всего с начала 90-х годов миссионеры "Нурджулар" развернули за пределами Турции более 500 официально считающихся светскими учебных заведений, в которых в равной степени преподаются общеобразовательные и религиозные предметы.
В 2002—2004 годах из России были выдворены около 20 граждан Турции, которые, как утверждали российские спецслужбы, были связаны с "Нурджулар".
По данным ФСБ, функционеры этой организации осуществляли тесные контакты с представителями действующих в Турции организаций, оказывающих помощь бандформированиям в Чечне.
Про то, как "Нурджулар" связаны с Татарстаном, месяц назад писал "Московский Комсомолец":
Первыми – еще в начале 1990-х в Татарстане появились представители джамаата "Нурджулар". Это сообщество названо по имени его основателя – радикального проповедника Саида Нурси (1877-1960), оставившего после себя большое письменное наследие и много учеников. После смерти Саида Нурси его джамаат разделился на 7 ветвей. На территорию Татарстана первыми проникли представители одного из таких направлений – ветвь Мустафы Сунгура (1929-2012), ученика Саида Нурси.
Первый турецкий эмиссар "Нурджулар" ветви Мустафы Сунгура по имени Байтулла Ямак приехал в Казань в 1992 году. На волне религиозного ренессанса среди татар любой иностранец из мусульманской страны казался светочем ислама. Тем более, что Байтулла Ямак действительно разбирался в религиозных вопросах. У себя дома на частной квартире – жил он на Фурманова, д.11 – он собирал до сорока человек и вел среди них агитацию. Он привозил очень много литературы, и народ тянулся к нему.
Второй турецкий эмиссар "Нурджулар" тоже из ветви Мустафы Сунгура Аджар Тахсин приехал вместе с Байтуллой Ямаком в Татарстан, но поехал создавать ячейку в Набережные Челны. И, надо сказать, преуспел гораздо больше Ямака, потому что нашел человека, который знал турецкий язык и стал переводить книги Саида Нурси на русский и татарский язык. Им оказался Марат Таминдаров, который и стал переводчиком большинства книг Саида Нурси в России. Книги распространялись бесплатно, и в условиях дефицита религиозной литературы эти издания пользовались огромным спросом.
В 1999 году турецкими эмиссарами заинтересовались власти: Байтуллу Ямака депортировали, но на его место в Казань из Набережных Челнов переехал Аджар Тахсин, оставив курировать ячейкой в Челнах своего ученика из татар Марата Тамирданова (отметим, что его брат Шамиль Тамирданов попал под влияния ваххабитов, стал членом ваххабитской банды и в 20005 году был осужден по делу "исламского джамаата" в Набережных Челнах).
В это же время в Татарстан приезжает эмиссар "Нурджулар" другой ветви "Ени Азия" ("Новая Азия") по имени Чакыш Ферук. Он основывает ячейку в Казани на ул.Горсоветская на частной квартире, а затем создает такую же ячейку в Набережных Челнах. Он, кстати, старался вовлекать в свои ячейки не только татар, но и мигрантов.
Адепты "Нурджулар" старались создавать не только сеть мужских ячеек, но и женские во главе которых стояли очень активные наставницы. Одна из таких активисток Накия Шарифуллина, которая создала в Закамском регионе Татарстане сеть ячеек. Женщины охотно тянулись на эти собрания в Нижнекамске, Лениногорске, Набережных Челнах, поселке Джалиль, и Шарифуллиной удалось достаточно сильно укрепить позиции "Нурджулар" в этой части Татарстана.
Эксперт Института национальной стратегии и исламовед Раис Сулейманов писал о том, как функционировали татаро-турецкие лицеи:
Специфической особенностью турецких лицеев было то, что пропаганда там никогда не велась открыто. Более того, в лицеи принимались не только татарские дети, но и русские. По отзывам родителей, там давалось "очень хорошее образование", детей учили четырем языкам (русскому, татарскому, английскому и турецкому), причем некоторые предметы преподавались на английском. Религиозной агитации в открытой форме не существовало. Гюленисты работали тоньше: в этих лицеях с 7 класса из порядка 30 учащихся в группе отбирали 5−6 учеников, которых приглашали на частные квартиры, где их приобщали к совершению намазов, знакомили с учением их духовного лидера Фетхуллаха Гюлена, а конспиративность этого религиозного погружения обеспечивалась тем, что от учащихся настоятельно требовали не рассказывать об этом родителям.
Школьники не видели в этом ничего плохого, соответственно, старались, по просьбе учителей, держать все в тайне. При этом и учителя, и школьники внешне вели себя как светские люди. Получалось так, что 70% учащихся лицеев не были в курсе, что остальные 30% ходят на частные квартиры для приобщения к гюленизму. Не все школьники подвергались гюленистской обработке: многие, окончив лицей, так и не попали под влияние джамаата, и даже были не в курсе того, что подобное может происходить в лицее.
Эти 70% служили прикрытием для адептов-гюленистов, которые ориентировались на остальные 30%. Всех учащихся лицеев гюленисты делили на 5 уровней: 1-й уровень — это обычные дети из обычных семей, ничем не примечательные, далекие от религии; 2-й уровень — это дети, которые на уровне семейных традиций знакомы с исламом от бабушек и дедушек; 3-й уровень — дети, умеющие соблюдать ритуальную практику ислама; 4-й уровень — это дети, которых знакомили с учением Фетхуллаха Гюлена для интеграции в джамаат; 5-й уровень — это лояльные и преданные гюленовскому движению ученики.
Задача преподавателей состояла в том, чтобы лучшие по успеваемости и самые способные дети к концу 11 класса достигли 5-го уровня и стали преданными членами джамаата. Последние, благодаря своим способностям, поступали в вузы, а затем их проталкивали на государственные должности, помогали в бизнесе. Можно проследить за выпускниками турецких лицеев, какие они занимают должности сегодня. Естественно, взаимовыручка и взаимоподдержка являются важными качествами гюленистов: "своих не бросаем, своим помогаем, своих продвигаем" — по такому принципу работает движение Гюлена, благодаря этому его духовная империя только растет и увеличивает влияние.
Еще много интересного про "Нурджулар" по этой ссылке:
А по этой ссылке можно узнать, кто такой Фетуллах Гюлен, и что представляет из себя его организация, которую н-р сайт "Голос Ислама" прямым текстом называет "одной из самых крупных в мире многослойных эшелонированных масонских организаций".
В Татарстане с Нурджулар, и особенно с последователями Гюлена, активно борются уже много лет, н-р, в 2007 г. из Республики были выдворены 44 преподавателя татарско-турецких лицеев, являвшихся последователями учения Гюлена, а 3 года назад спецслужбы в Набережных Челнах накрыли два с лишним десятка адресов, по которым проживали и работали гюленисты, изъяли более 1 млн. р., технику, литературу, различные документы, подтверждающие связь местных гюленистов с международными мусульманскими организациями, и в т.ч. обнаружили нескольких несовершеннолетних членов секты.
Интересный расклад получается? В таком контексте стенания товарища Набиуллина по поводу "только двух полноценных татарских школ" в Казани становятся понятны. "Не все йогурты одинаково полезны", ага
Но и это еще не все. После того, как я в твиттере написал, что готовлю материал про второй номер "Тюркского взгляда" и упомянул тех самых "Нурджулар", в личку прислали интересную инфу: у нас в Республике с "Нурджулар" были связаны многие представители турецкой диаспоры Татарстана, многие из которых, правда, Татарстан уже покинули. Преимущественно это были люди из бизнеса, и в т.ч. - владельцы нескольких конкретных турецких кафе в Казани. Именно тех, в которых чаще всего любят бывать Наиль Набиуллин сотоварищи.
Ну и последний интересный штрих к получившейся картине: в 2013 г. сторонники "Нурджулар" попытались сместить Эрдогана, но неудачно, и сейчас официальная Анкара, и Эрдогановская МХП, и оппозиционные Эрдогану те самые Бозкурты мягко говоря, очень недолюбливают нурсиситов. Вот прямо очень сильно не любят, не смотря на некую общность идей, пантюркизм, совпадение некоторых целей и все такое. Но, несмотря на это, в Татарстане предприимчивый товарищ Набиуллин и его партайгеноссе из "Азатлык" умудряются продуктивно общаться как с одними, так и с другими, и даже с третьими, а заодно по ходу общения успевает решать собственные вопросы.
Политика, однако. Далеко пойдут с таким подходом ребята
http://ttimurshin.livejournal.com/30925.html
Похожие темы
» Хайль, порошенко! Взгляд из Прибалтики
» Трезвый взгляд на вещи с цифрами в руках
» Актуальное видео
» Фантастические истории
» Сталин и ветер истории
» Трезвый взгляд на вещи с цифрами в руках
» Актуальное видео
» Фантастические истории
» Сталин и ветер истории
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения