К вопросу наемных дружин: Зачем России легализация ЧВК?
Страница 1 из 1
К вопросу наемных дружин: Зачем России легализация ЧВК?
В России объективно назрела необходимость правового регулирования деятельности, связанной с применением насилия к Субъектам общественных отношений с помощью оружия и других средств. В простонародье это явление часто называют «Частные военные компании».
Как проявляется и как определяется с точки зрения законов человеческой деятельности место подобного частного предпринимательства в системе существующих отношений?
Перед глазами стоит «опыт» наших чиновников по объективно необходимому включению России в «Болонский процесс», который просто убил столетиями формировавшуюся культуру и систему обучения и воспитания в государстве, отбросил российскую науку и образование на годы назад. Связывая ожидания в области исследуемой проблематики с подобными примерами, считаю своим долгом высказаться по вопросу ЧВК и попытаться предупредить неблагоприятные тенденции.
Среди причин повышенного внимания к проблеме следует выделить:
Первое. В современных концепциях ведения войн и межгосударственной Конкуренции возобладало мнение о том, что,
«Вооруженное столкновение — это ряд смертоносных и не приводящих к смерти процессов, предпринимаемых для подавления враждебных действий противника. В этом смысле вооруженное столкновение не является синонимом „войне“. Вооруженное столкновение не требует объявления войны, или существования условия, понимаемого людьми как „состояние войны“. Вооруженное столкновение организуется группами людей, контролируемыми государством, финансируемыми государством или действующими самостоятельно. Вооруженное столкновение — это враждебные действия по отношению к врагу. Целью вооруженного столкновения не обязательно является убить врага. Цель вооруженного столкновения — просто покорить врага. Фактически верхом мастерства является покорение врага без его смерти. Противник покорен, когда он ведет себя таким образом, что его действия соответствуют тем, которые мы, агрессор или обороняющийся, ждем от него» (Ричард Шафрански).
В этой схеме, сегодня Военной Доктрине США, необходимо было определить Субъект, который должен осуществлять эти «столкновения». На данную роль идеально подошли Частные военные компании, которые и стали процветать в последующем.
В какой форме будет происходить столкновение? Будет оно осуществляться по разработкам Евгения Месснера или по теории «Управляемого хаоса», либо украинского варианта «частных националистических именных батальонов», не важно.
Принципиально одно — частные военные компании стали необходимым элементом (признаком) современных противоборств, используются как эффективный инструмент в конкурентной борьбе.
Не существует достаточного логического основания к отрицанию роли ЧВК российским военно-политическим руководством.
Другой вопрос — нужны ли они России, а если и нужны, то какие?
Второе замечание. Объективной причиной внимания к проблеме является рост рынка услуг данных компаний в мире. Приводятся различные цифры. Они не столь важны, сколько важен перечень заказчиков. В их числе: ООН, международные организации, Крупнейшие транснациональные компании, Правительства ряда стран (в том числе и США), представители крупного бизнеса. Годовые услуги ЧВК в мире давно перевалили в долларовом эквиваленте за сумму в 100 миллиардов.
Существует устойчивая потребность в подобной услуге.
Третье. Несомненной причиной является и осознание нашего очередного российского отставания (обособления) от выработки норм мирового правового процесса. В настоящее время потребность ЧВК в международном регулировании своей деятельности нашла практическое отражение одновременно с «обоих направлений».
«Снизу», в 2013 году десятки крупнейших фирм по всему миру приняли декларацию, в которой содержатся принципы деятельности и контроля над ЧВК. «Декларация, в которой есть, в частности, пункт о необходимости соблюдения гуманитарного права и прав человека, основана на принципах швейцарского права. Проверкой деятельности ЧВК должна будет заниматься неправительственная организация, которая также будет следовать швейцарскому праву».
«Сверху», «ООН, в частности, потребовала, чтобы ЧВК, работающие на нее при осуществлении различных международных миссий, в обязательном порядке присоединялись к ней. В настоящее время участниками конвенции являются более 700 компаний, оказывающих негосударственные военные услуги по всему миру».
Четвертое. Причиной повышенного внимания является и факт возникновения подобных компаний на территории России даже при правовой относительной неопределенности их деятельности. Как бы это ни казалось парадоксальным, в России существует устойчивая база для формирования персонала ЧВК.
Настораживает однобокость подходов представителей российского дискурсивного поля. Если с вариативностью ЧВК собственно военного применения согласно подавляющее большинство участников обсуждения, то с вопросами Области применений частных компаний, с видами их деятельности — абсолютное непонимание проблемы и друг друга.
Может показаться парадоксальным, но оба эти посыла связаны и зависимы между собой. Ключевое слово (предикат, содержание) Военной Доктрины (на примере США) звучит как «покорить врага». В диапазон данного понятия (покорить) вместилась возможная деятельность от «ядерных бомбардировок» до «точечных Психологических операций», банальное воздействие на Лидеров стран и политических движений.
В пространстве осуществляемого понуждения (защиты) сегодня одновременно действуют Частные компании с видами деятельности: военного противоборства (ЧВК); информационно-пропагандистского противоборства (информационные, аналитические агентства, НКО); кибер-войн (в различных правовых формах).
В американской трактовке Целью Психологической операции (PSYOP) является: «создать в нейтральных, дружелюбных, или враждебных иностранных группах эмоции, отношения или желаемое поведение, которые поддерживают достижение американских национальных целей и военной миссии. При этом PSYOP влияют не только на политику и решения, но также на способность управлять, способность командовать, желание бороться, желание повиноваться и желание поддерживать (имеется в виду поддерживать США)» (FM 3–05.301).
Соответственно, частные компании могут осуществлять виды деятельности в этих рамках от прямого «боевого» применения, до проведения кибер-операций и информационно-пропагандистских войн. Таково место частных компаний в системе взаимозависимостей. События, теперь уже и на Украине, ещё раз подтвердили данность. Как минимум возникает вопрос о возможном «Заказчике» мероприятия для частных компаний, ЧВК. Можно констатировать, что «вырвать» деятельность ЧВК из общей канвы современного противоборства, конкуренции, просто невозможно. Это связанные Субъекты отношений.
Таким образом, Признаком частных компаний данной сферы является не «военная» проблематика, а «насилие» над Личностью, Группами и Общностями населения, Государствами. ЧВК — только сегмент специфической Деятельности, которую предлагается разрешить (запретить) частному капиталу наравне с государственными органами понуждения. В этом их отличие от шлейфа «охранных» структур. Следующий шаг — разрешение «военной» деятельности Индивидуальным предпринимателям (например, специальность «Командир партизанского отряда»).
Первое, с чем необходимо определиться законотворцам, как они планируют регулировать отношения? В пакете, комплексно, или по направлениям видов деятельности?
По моей оценке, деятельность ЧВК довольно «тупиковое» направление законотворчества у наших депутатов по причине их нежелания принять основополагающий документ — Закон «О собственности». Мы ещё окончательно не определились с Правами собственности и Субъектами, носителями этих прав. Не установили Нормы, а значит, не имеем и ценностных ориентиров, либо они не систематизированы в достаточной степени и не вскрывают все взаимозависимости в отношениях.
Фактически мы пытаемся регулировать правовую структуру, построенную без должного фундамента.
При всей критике реального состояния защиты прав личности в США, мы не можем не признать очевидного факта наличия действенного законодательства в этом направлении в стране. Прежде чем принять Наставление по Психологическим операциям (FM 3–05.301 (FM 33-1-1) Psychological Operations Tactics, Techniques, and Procedures), в США был принят Закон запрещающий проводить психологические операции против собственного населения. Аналогично, законодательно регламентированы действия по недопущению кибер угроз со стороны государства по отношению к Личности и воспрепятствование подобному воздействию со стороны иностранных государств и учреждений. К сожалению, из уст российских депутатов не звучат в достаточной степени призывы к защите прав и свобод россиян от возможных угроз в результате деятельности собственных частных компаний, ЧВК.
Опыт других государств подтверждает вывод о невозможности «структурного совмещения» оборонных ведомств государств и частных военных компаний. Главной целью любой коммерческой структуры, в том числе и ЧВК, является «извлечение прибыли» в результате деятельности… Оборонному ведомству категорически запрещена любая коммерческая деятельность, такая функция у них просто отсутствует. Деятельность частных компаний, ЧВК, как предпринимательская арена для получения сверхприбыли — весьма сильный коррупционный раздражитель.
Если основу мотивации военнослужащего к выполнению задач являет собой патриотизм как готовность отдать жизнь за Родину, как венец воспитанных и наследуемых в бессознательном логических цепочек деятельности по отношению к ценностям нашего культурного пространства, то в ЧВК это иное. В частных компаниях подобного толка основу мотиваций персонала составляет совокупность совершенно отличных от патриотизма условий, обусловленных получением прибыли.
Приведу пример анализа деятельности ЧВК в Ливийской операции по свержению режима Муаммара Каддафи. Одной из промежуточных целей определялось втягивание страны в хаос гражданской войны с применением значительного количества мобильных групп ЧВК. Деятельность групп координировалась с разведывательно-диверсионными группами армии и они включали в своем составе инструкторов из ЧВК. Предъявлялись требования: «…. Персонал групп ЧВК — это особым образом мотивированные люди.
Личный состав групп ЧВК, подготовленный к работе на территории противника должен иметь схожие с местным населением: расовые признаки; религиозные предпочтения; обычаи и манеры поведения;
Мотивация персонала ЧВК к проявлению боевой активности должна учитывать национальные, религиозные, социальные признаки. Положителен факт, когда в состав групп входят люди с мотивацией из разряда высших ценностей, вплоть до фанатизма.
Персонал групп ЧВК должен быть убежден в абсолютной свободе от каких-либо обязательств после выполнения боевого задания и гарантированном вознаграждении (воздействие на низшие чувства).
Необходимо осуществлять минимизацию волевого воздействия на персонал групп ЧВК перед выполнением задания и «жесточайшую дисциплину и высочайший уровень требовательности» во время выполнения задачи. Насаждать абсолютизацию власти командиров.
Формирование фантомных установок о «вседозволенности и безответственности» при выполнении задания, доведение личной самооценки персонала до состояния от «хочу» к состоянию «имею право…..».
Этот пример только об одном из многочисленных вариантов применения ЧВК. К услугам предлагаются и разведывательные операции, охрана объектов и многое другое. Мы умалчиваем, но в перечень услуг необходимо включать предлагаемые сегодня хакерские атаки, кибер-войны, информационно-пропагандистские атаки.
В этой связи вызывают не удивление, а тревогу высказывания наших политических деятелей в области законотворчества по оборонной тематике. По сообщению Газета.ру (от 14.07.2014): «Российские депутаты рассмотрят законопроект о легализации отечественных ЧВК уже в осеннюю сессию. Заместитель председателя комитета Госдумы по обороне Франц Клинцевич заявил ранее, что работа над законопроектом ведется совместно с Министерством обороны. В самом министерстве пока комментариев не дают». Слава Богу, что мудрость Сергея Шойгу позволяет признать актуальность вопроса, и одновременно сохранить министерство от коммерческих соблазнов, от исполнения не свойственных ему функций. Силы специальных операций и Частные компании — это принципиально различные структуры, способные выполнять однородную деятельность.
«Законодательный зуд» отдельных лиц может стать заразительным в силу неготовности ряда депутатов к пониманию существа вопроса и абсолютно научно доказанному факту их стремления идентифицироваться на данном поле в активном статусе. Тем более, лоббизм никто не отменял, а формируемый рынок сулит огромные деньги и реальные миллиардные состояния. Неизбежность принятия подобного Закона не означает спешности и дилетантства в его подготовке. Закон о ЧВК необходим. Хотелось бы помнить, что у каждой инициативы есть «фамилия».
Где же ответ на поставленный вопрос о необходимости и возможности легализации ЧВК в России? На мой взгляд, ответ лежит в иной плоскости. Характер взаимозависимостей Субъектов отношений данной деятельности подразумевает следующее:
А) Определение Заказчика услуг. Если ясно, что предлагаемые услуги носят «уровневый» характер, то и Заказчик может и должен быть разно уровневым. Если на нижнем уровне это представители крупных компаний, бизнеса, собственники, то на верхнем — государство в лице….?
Понимание механизма формирования заказов на услугу для ЧВК в первую очередь даст ответ на вопрос о том, «Как собираются кормиться эти частные компании в „межсезонье“ при отсутствии „государственного контракта“ на негосударственную деятельность»?
Самый простой вариант — организация потребности в бизнесе. Помните, как у Чарли Чаплина в известной комедии мастер стеклил окна с необходимой регулярностью и в подготовленных местах?
Б) В виду особого характера предоставляемых услуг должны быть решены вопросы, связанные с лицензированием и контролем деятельности ЧВК и персонала компаний. По крайней мере выглядит наивным расчет на смычку государственных учреждений по учету мобилизационного ресурса и ЧВК. Хотя, пути коррупции неисповедимы.
Повышенный риск профессии (не мотивированный высокими чувствами, патриотизмом) предполагает, что основным наемным персоналом компаний станут люди, испытывающие финансовые и иные затруднения в цивильной жизни, имеющие психические склонности к насильственным видам деятельности, частично — «впавшие в романтизм». Это тоже наши граждане и их трудовая деятельность достойна уважения. Другой вопрос — следует или нет вести особый учет лиц с подобными особенностями психики и возможностью получения ими профессиональных психологических травм? Это «возвышающий» личный статус фактор или основа к «поражению в гражданских правах»?
В) Нелогично существование двух параллельных Министерств обороны (Шойгу-2). Одного частного, другого коммерческого. Их совмещение невозможно по определению. ЧВК по признаку профессиональной деятельности обязаны замыкаться на иной Субъект отношений.
Рынок услуг частных компаний ЧВК, скорее всего, по причине реального состояния рыночных отношений в стране в целом подлежит государственному регулированию.
Г) Требует ответа вопрос о дифференциации социального и гражданского статуса персонала ЧВК при исполнении частного либо государственного контракта. Ответ по существу в разрешении ситуации — достоин ли представитель ЧВК, воевавший за деньги, государственной награды?
В теории взаимозависимостей есть правило: сначала устанавливается в отношениях Норма; на её основе формируются Ценности (содержательные); одновременно формируются Ценности, определяющие процесс следование этой Норме (процессуальные). Принятие Закона о ЧВК — это введение новых Ценностных ориентиров для общества. Следует помнить, он в полной мере распространяется и на формирование архетипов, формирует поведенческие коды.
Д) Можно сколь угодно долго пытаться «заговорить» проблему с частными компаниями, осуществляющими деятельность в области насилия, но рано или поздно будет необходимо ответить на вопрос об их роли в процессе осуществления Власти в стране. Сам вероятностный факт привлечения услуг ЧВК, частных компаний к завладению, сохранению властных полномочий требует отдельного исследования. Нельзя скрывать и то, что сегодня целый ряд частных компаний в области информационно-пропагандистской деятельности, конкурентной разведки, хакерских услуг осуществляют подобную деятельность на нашем внутреннем рынке. На примере Украины мы видим уже и прямое привлечение ЧВК к решению властных (политических) проблем.
Объективно Субъектом отношений в России, приводящим в равновесие исследуемую систему, может выступить исключительно Совет Безопасности либо его структурные подразделения. Однако возникает «старый» вопрос. Совет
Безопасности только «совещательный» орган при Президенте нашей страны. Разрешение противоречия требует принятия Закона «О Совете безопасности РФ». (Сегодня Совбез функционирует на основании Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ «О безопасности».)
Принятие соответствующего закона вызовет перераспределение властных полномочий между Президентом, Верховным Главнокомандующим страны и коллективным органом. (Хотя, по моему личному мнению подобное только поспособствует авторитету лично Владимира Путина и должностному статусу Президента страны). Надо быть реалистами, такое действие в отношении довольно «свежего» Закона маловероятно. Ко всему прочему, необходимо брать во внимание уже принятые меры в области укрепления обороноспособности в государстве (особо — создание Сил специальных операций). В этой ситуации депутатам ГД РФ предстоит подумать о построении структуры, в которой появится полноценный государственный заказчик услуг для ЧВК.
Определение государственным заказчиком структур Совета Безопасности автоматически решит вопросы руководства деятельностью ЧВК, одновременно будет исключена возможность появления нового финансового магната — «Министра обороны ЧВК». Прекратится «междувластие» в вопросах киберугроз и информационных противоборств. Межведомственная комиссия Совета Безопасности Российской Федерации по информационной безопасности перерастет в полноценную государственную структуру.
Логично, разработчиком проекта Закона о ЧВК при подобном структурно обоснованном варианте должен выступить Совет Безопасности.
Как проявляется и как определяется с точки зрения законов человеческой деятельности место подобного частного предпринимательства в системе существующих отношений?
Перед глазами стоит «опыт» наших чиновников по объективно необходимому включению России в «Болонский процесс», который просто убил столетиями формировавшуюся культуру и систему обучения и воспитания в государстве, отбросил российскую науку и образование на годы назад. Связывая ожидания в области исследуемой проблематики с подобными примерами, считаю своим долгом высказаться по вопросу ЧВК и попытаться предупредить неблагоприятные тенденции.
Среди причин повышенного внимания к проблеме следует выделить:
Первое. В современных концепциях ведения войн и межгосударственной Конкуренции возобладало мнение о том, что,
«Вооруженное столкновение — это ряд смертоносных и не приводящих к смерти процессов, предпринимаемых для подавления враждебных действий противника. В этом смысле вооруженное столкновение не является синонимом „войне“. Вооруженное столкновение не требует объявления войны, или существования условия, понимаемого людьми как „состояние войны“. Вооруженное столкновение организуется группами людей, контролируемыми государством, финансируемыми государством или действующими самостоятельно. Вооруженное столкновение — это враждебные действия по отношению к врагу. Целью вооруженного столкновения не обязательно является убить врага. Цель вооруженного столкновения — просто покорить врага. Фактически верхом мастерства является покорение врага без его смерти. Противник покорен, когда он ведет себя таким образом, что его действия соответствуют тем, которые мы, агрессор или обороняющийся, ждем от него» (Ричард Шафрански).
В этой схеме, сегодня Военной Доктрине США, необходимо было определить Субъект, который должен осуществлять эти «столкновения». На данную роль идеально подошли Частные военные компании, которые и стали процветать в последующем.
В какой форме будет происходить столкновение? Будет оно осуществляться по разработкам Евгения Месснера или по теории «Управляемого хаоса», либо украинского варианта «частных националистических именных батальонов», не важно.
Принципиально одно — частные военные компании стали необходимым элементом (признаком) современных противоборств, используются как эффективный инструмент в конкурентной борьбе.
Не существует достаточного логического основания к отрицанию роли ЧВК российским военно-политическим руководством.
Другой вопрос — нужны ли они России, а если и нужны, то какие?
Второе замечание. Объективной причиной внимания к проблеме является рост рынка услуг данных компаний в мире. Приводятся различные цифры. Они не столь важны, сколько важен перечень заказчиков. В их числе: ООН, международные организации, Крупнейшие транснациональные компании, Правительства ряда стран (в том числе и США), представители крупного бизнеса. Годовые услуги ЧВК в мире давно перевалили в долларовом эквиваленте за сумму в 100 миллиардов.
Существует устойчивая потребность в подобной услуге.
Третье. Несомненной причиной является и осознание нашего очередного российского отставания (обособления) от выработки норм мирового правового процесса. В настоящее время потребность ЧВК в международном регулировании своей деятельности нашла практическое отражение одновременно с «обоих направлений».
«Снизу», в 2013 году десятки крупнейших фирм по всему миру приняли декларацию, в которой содержатся принципы деятельности и контроля над ЧВК. «Декларация, в которой есть, в частности, пункт о необходимости соблюдения гуманитарного права и прав человека, основана на принципах швейцарского права. Проверкой деятельности ЧВК должна будет заниматься неправительственная организация, которая также будет следовать швейцарскому праву».
«Сверху», «ООН, в частности, потребовала, чтобы ЧВК, работающие на нее при осуществлении различных международных миссий, в обязательном порядке присоединялись к ней. В настоящее время участниками конвенции являются более 700 компаний, оказывающих негосударственные военные услуги по всему миру».
Четвертое. Причиной повышенного внимания является и факт возникновения подобных компаний на территории России даже при правовой относительной неопределенности их деятельности. Как бы это ни казалось парадоксальным, в России существует устойчивая база для формирования персонала ЧВК.
Настораживает однобокость подходов представителей российского дискурсивного поля. Если с вариативностью ЧВК собственно военного применения согласно подавляющее большинство участников обсуждения, то с вопросами Области применений частных компаний, с видами их деятельности — абсолютное непонимание проблемы и друг друга.
Может показаться парадоксальным, но оба эти посыла связаны и зависимы между собой. Ключевое слово (предикат, содержание) Военной Доктрины (на примере США) звучит как «покорить врага». В диапазон данного понятия (покорить) вместилась возможная деятельность от «ядерных бомбардировок» до «точечных Психологических операций», банальное воздействие на Лидеров стран и политических движений.
В пространстве осуществляемого понуждения (защиты) сегодня одновременно действуют Частные компании с видами деятельности: военного противоборства (ЧВК); информационно-пропагандистского противоборства (информационные, аналитические агентства, НКО); кибер-войн (в различных правовых формах).
В американской трактовке Целью Психологической операции (PSYOP) является: «создать в нейтральных, дружелюбных, или враждебных иностранных группах эмоции, отношения или желаемое поведение, которые поддерживают достижение американских национальных целей и военной миссии. При этом PSYOP влияют не только на политику и решения, но также на способность управлять, способность командовать, желание бороться, желание повиноваться и желание поддерживать (имеется в виду поддерживать США)» (FM 3–05.301).
Соответственно, частные компании могут осуществлять виды деятельности в этих рамках от прямого «боевого» применения, до проведения кибер-операций и информационно-пропагандистских войн. Таково место частных компаний в системе взаимозависимостей. События, теперь уже и на Украине, ещё раз подтвердили данность. Как минимум возникает вопрос о возможном «Заказчике» мероприятия для частных компаний, ЧВК. Можно констатировать, что «вырвать» деятельность ЧВК из общей канвы современного противоборства, конкуренции, просто невозможно. Это связанные Субъекты отношений.
Таким образом, Признаком частных компаний данной сферы является не «военная» проблематика, а «насилие» над Личностью, Группами и Общностями населения, Государствами. ЧВК — только сегмент специфической Деятельности, которую предлагается разрешить (запретить) частному капиталу наравне с государственными органами понуждения. В этом их отличие от шлейфа «охранных» структур. Следующий шаг — разрешение «военной» деятельности Индивидуальным предпринимателям (например, специальность «Командир партизанского отряда»).
Первое, с чем необходимо определиться законотворцам, как они планируют регулировать отношения? В пакете, комплексно, или по направлениям видов деятельности?
По моей оценке, деятельность ЧВК довольно «тупиковое» направление законотворчества у наших депутатов по причине их нежелания принять основополагающий документ — Закон «О собственности». Мы ещё окончательно не определились с Правами собственности и Субъектами, носителями этих прав. Не установили Нормы, а значит, не имеем и ценностных ориентиров, либо они не систематизированы в достаточной степени и не вскрывают все взаимозависимости в отношениях.
Фактически мы пытаемся регулировать правовую структуру, построенную без должного фундамента.
При всей критике реального состояния защиты прав личности в США, мы не можем не признать очевидного факта наличия действенного законодательства в этом направлении в стране. Прежде чем принять Наставление по Психологическим операциям (FM 3–05.301 (FM 33-1-1) Psychological Operations Tactics, Techniques, and Procedures), в США был принят Закон запрещающий проводить психологические операции против собственного населения. Аналогично, законодательно регламентированы действия по недопущению кибер угроз со стороны государства по отношению к Личности и воспрепятствование подобному воздействию со стороны иностранных государств и учреждений. К сожалению, из уст российских депутатов не звучат в достаточной степени призывы к защите прав и свобод россиян от возможных угроз в результате деятельности собственных частных компаний, ЧВК.
Опыт других государств подтверждает вывод о невозможности «структурного совмещения» оборонных ведомств государств и частных военных компаний. Главной целью любой коммерческой структуры, в том числе и ЧВК, является «извлечение прибыли» в результате деятельности… Оборонному ведомству категорически запрещена любая коммерческая деятельность, такая функция у них просто отсутствует. Деятельность частных компаний, ЧВК, как предпринимательская арена для получения сверхприбыли — весьма сильный коррупционный раздражитель.
Если основу мотивации военнослужащего к выполнению задач являет собой патриотизм как готовность отдать жизнь за Родину, как венец воспитанных и наследуемых в бессознательном логических цепочек деятельности по отношению к ценностям нашего культурного пространства, то в ЧВК это иное. В частных компаниях подобного толка основу мотиваций персонала составляет совокупность совершенно отличных от патриотизма условий, обусловленных получением прибыли.
Приведу пример анализа деятельности ЧВК в Ливийской операции по свержению режима Муаммара Каддафи. Одной из промежуточных целей определялось втягивание страны в хаос гражданской войны с применением значительного количества мобильных групп ЧВК. Деятельность групп координировалась с разведывательно-диверсионными группами армии и они включали в своем составе инструкторов из ЧВК. Предъявлялись требования: «…. Персонал групп ЧВК — это особым образом мотивированные люди.
Личный состав групп ЧВК, подготовленный к работе на территории противника должен иметь схожие с местным населением: расовые признаки; религиозные предпочтения; обычаи и манеры поведения;
Мотивация персонала ЧВК к проявлению боевой активности должна учитывать национальные, религиозные, социальные признаки. Положителен факт, когда в состав групп входят люди с мотивацией из разряда высших ценностей, вплоть до фанатизма.
Персонал групп ЧВК должен быть убежден в абсолютной свободе от каких-либо обязательств после выполнения боевого задания и гарантированном вознаграждении (воздействие на низшие чувства).
Необходимо осуществлять минимизацию волевого воздействия на персонал групп ЧВК перед выполнением задания и «жесточайшую дисциплину и высочайший уровень требовательности» во время выполнения задачи. Насаждать абсолютизацию власти командиров.
Формирование фантомных установок о «вседозволенности и безответственности» при выполнении задания, доведение личной самооценки персонала до состояния от «хочу» к состоянию «имею право…..».
Этот пример только об одном из многочисленных вариантов применения ЧВК. К услугам предлагаются и разведывательные операции, охрана объектов и многое другое. Мы умалчиваем, но в перечень услуг необходимо включать предлагаемые сегодня хакерские атаки, кибер-войны, информационно-пропагандистские атаки.
В этой связи вызывают не удивление, а тревогу высказывания наших политических деятелей в области законотворчества по оборонной тематике. По сообщению Газета.ру (от 14.07.2014): «Российские депутаты рассмотрят законопроект о легализации отечественных ЧВК уже в осеннюю сессию. Заместитель председателя комитета Госдумы по обороне Франц Клинцевич заявил ранее, что работа над законопроектом ведется совместно с Министерством обороны. В самом министерстве пока комментариев не дают». Слава Богу, что мудрость Сергея Шойгу позволяет признать актуальность вопроса, и одновременно сохранить министерство от коммерческих соблазнов, от исполнения не свойственных ему функций. Силы специальных операций и Частные компании — это принципиально различные структуры, способные выполнять однородную деятельность.
«Законодательный зуд» отдельных лиц может стать заразительным в силу неготовности ряда депутатов к пониманию существа вопроса и абсолютно научно доказанному факту их стремления идентифицироваться на данном поле в активном статусе. Тем более, лоббизм никто не отменял, а формируемый рынок сулит огромные деньги и реальные миллиардные состояния. Неизбежность принятия подобного Закона не означает спешности и дилетантства в его подготовке. Закон о ЧВК необходим. Хотелось бы помнить, что у каждой инициативы есть «фамилия».
Где же ответ на поставленный вопрос о необходимости и возможности легализации ЧВК в России? На мой взгляд, ответ лежит в иной плоскости. Характер взаимозависимостей Субъектов отношений данной деятельности подразумевает следующее:
А) Определение Заказчика услуг. Если ясно, что предлагаемые услуги носят «уровневый» характер, то и Заказчик может и должен быть разно уровневым. Если на нижнем уровне это представители крупных компаний, бизнеса, собственники, то на верхнем — государство в лице….?
Понимание механизма формирования заказов на услугу для ЧВК в первую очередь даст ответ на вопрос о том, «Как собираются кормиться эти частные компании в „межсезонье“ при отсутствии „государственного контракта“ на негосударственную деятельность»?
Самый простой вариант — организация потребности в бизнесе. Помните, как у Чарли Чаплина в известной комедии мастер стеклил окна с необходимой регулярностью и в подготовленных местах?
Б) В виду особого характера предоставляемых услуг должны быть решены вопросы, связанные с лицензированием и контролем деятельности ЧВК и персонала компаний. По крайней мере выглядит наивным расчет на смычку государственных учреждений по учету мобилизационного ресурса и ЧВК. Хотя, пути коррупции неисповедимы.
Повышенный риск профессии (не мотивированный высокими чувствами, патриотизмом) предполагает, что основным наемным персоналом компаний станут люди, испытывающие финансовые и иные затруднения в цивильной жизни, имеющие психические склонности к насильственным видам деятельности, частично — «впавшие в романтизм». Это тоже наши граждане и их трудовая деятельность достойна уважения. Другой вопрос — следует или нет вести особый учет лиц с подобными особенностями психики и возможностью получения ими профессиональных психологических травм? Это «возвышающий» личный статус фактор или основа к «поражению в гражданских правах»?
В) Нелогично существование двух параллельных Министерств обороны (Шойгу-2). Одного частного, другого коммерческого. Их совмещение невозможно по определению. ЧВК по признаку профессиональной деятельности обязаны замыкаться на иной Субъект отношений.
Рынок услуг частных компаний ЧВК, скорее всего, по причине реального состояния рыночных отношений в стране в целом подлежит государственному регулированию.
Г) Требует ответа вопрос о дифференциации социального и гражданского статуса персонала ЧВК при исполнении частного либо государственного контракта. Ответ по существу в разрешении ситуации — достоин ли представитель ЧВК, воевавший за деньги, государственной награды?
В теории взаимозависимостей есть правило: сначала устанавливается в отношениях Норма; на её основе формируются Ценности (содержательные); одновременно формируются Ценности, определяющие процесс следование этой Норме (процессуальные). Принятие Закона о ЧВК — это введение новых Ценностных ориентиров для общества. Следует помнить, он в полной мере распространяется и на формирование архетипов, формирует поведенческие коды.
Д) Можно сколь угодно долго пытаться «заговорить» проблему с частными компаниями, осуществляющими деятельность в области насилия, но рано или поздно будет необходимо ответить на вопрос об их роли в процессе осуществления Власти в стране. Сам вероятностный факт привлечения услуг ЧВК, частных компаний к завладению, сохранению властных полномочий требует отдельного исследования. Нельзя скрывать и то, что сегодня целый ряд частных компаний в области информационно-пропагандистской деятельности, конкурентной разведки, хакерских услуг осуществляют подобную деятельность на нашем внутреннем рынке. На примере Украины мы видим уже и прямое привлечение ЧВК к решению властных (политических) проблем.
Объективно Субъектом отношений в России, приводящим в равновесие исследуемую систему, может выступить исключительно Совет Безопасности либо его структурные подразделения. Однако возникает «старый» вопрос. Совет
Безопасности только «совещательный» орган при Президенте нашей страны. Разрешение противоречия требует принятия Закона «О Совете безопасности РФ». (Сегодня Совбез функционирует на основании Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ «О безопасности».)
Принятие соответствующего закона вызовет перераспределение властных полномочий между Президентом, Верховным Главнокомандующим страны и коллективным органом. (Хотя, по моему личному мнению подобное только поспособствует авторитету лично Владимира Путина и должностному статусу Президента страны). Надо быть реалистами, такое действие в отношении довольно «свежего» Закона маловероятно. Ко всему прочему, необходимо брать во внимание уже принятые меры в области укрепления обороноспособности в государстве (особо — создание Сил специальных операций). В этой ситуации депутатам ГД РФ предстоит подумать о построении структуры, в которой появится полноценный государственный заказчик услуг для ЧВК.
Определение государственным заказчиком структур Совета Безопасности автоматически решит вопросы руководства деятельностью ЧВК, одновременно будет исключена возможность появления нового финансового магната — «Министра обороны ЧВК». Прекратится «междувластие» в вопросах киберугроз и информационных противоборств. Межведомственная комиссия Совета Безопасности Российской Федерации по информационной безопасности перерастет в полноценную государственную структуру.
Логично, разработчиком проекта Закона о ЧВК при подобном структурно обоснованном варианте должен выступить Совет Безопасности.
Евгений ЕГОРОВ
http://nacontrol.ru/natsionalnaya-bezopasnost/k-voprosu-naemnykh-druzhin-zachem-rossii-legalizatsiya-chvk/
Похожие темы
» Зачем нам Олимпиада?
» Зачем Путину вся Украина?
» Зачем польским правозащитникам Крым?
» “Амнистия террора”: канал НТВ выяснил, кто и зачем спонсирует Amnesty International
» Зачем украинцам безвизовый режим?
» Зачем Путину вся Украина?
» Зачем польским правозащитникам Крым?
» “Амнистия террора”: канал НТВ выяснил, кто и зачем спонсирует Amnesty International
» Зачем украинцам безвизовый режим?
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения