Китайцы колонизируют Крым?
Страница 1 из 1
Китайцы колонизируют Крым?
Из-за происходящего на Украине противостояния "народ-власть", которое оказалось в фокусе всех мировых СМИ, как-то почти затерялось важное для будущего экономики и экологии страны событие. Крым в эти революционные дни протестует против не только радикальных методов разрешения конфликта на Украине, но и превращения полуострова китайцами совместно с украинской властью в морской глубоководный порт, решение о строительстве которого было одобрено правительством Януковича.
Замечу, что многие оппозиционно настроенные украинские СМИ в первые дни мирного противостояния на Майдане уж как только ни изгалялись по поводу того, что Янукович "поехал в Китай с протянутой рукой в поисках денег", а потом радостно сообщали: "Китайцы дали миллион долларов, стоило ли за этим ехать так далеко?" Однако, как оказалось, смеяться — и очень громко — теперь могут только китайцы.
А для Украины и, особенно, для Крыма предновогодний визит Виктора Януковича в Поднебесную может оказаться вовсе не таким смешным. Пока народ в Киеве на Майдане волновался из-за отказа власти от ассоциации с Евросоюзом, в Пекине на бизнес-форуме при поддержке Януковича китайская компания Beijing Interoceanic Canal Investment Management Co., Ltd (BICIM) подписала с украинской — "Киевгидроинвестом" — любопытный и влекущий серьезные последствия документ о строительстве в Крыму глубоководного порта для обслуживания грузопотоков из Китая.
Здесь справедливости ради следует отметить, что пионером в этом деле был президент Виктор Ющенко, издавший еще в 2005 году указ о возведении в Крыму портового торгового комплекса "Донузлав". Но после встречи с решительно протестовавшими экологами – через год – отменил его. Тогда с такой инициативой выступили сами власти Крыма, договорившись о строительстве с китайской компанией China National Technical Import & Export Corporation. Однако дело не заладилось – местное население при поддержке экологов и ученых Крыма оказало давление на власть, и в 2011 году Мирновский поселковый совет отказал китайцам и их украинским партнерам в выделении земли под строительство, притом что инвестпроект оценивался более чем в 1 млрд долларов.
Сейчас же, как подтверждает руководство украинской компании "Киевгидроинвест", согласно подписанному меморандуму, глубоководный порт будет построен в Крыму близ поселка Фрунзе, что в Сакском районе. А ведь еще с советских времен известно, что Саки – один из самых популярных и эффективных лечебных грязевых курортов не только Украины и бывшего СССР, но и, пожалуй, Европы. Сюда сотни тысяч людей едут не развлекаться, а лечиться. Туристы и больные – основа местной экономики и мелкого частного предпринимательства.
После подписания украинско-китайского меморандума генеральный директор киевской компании Алексей Мазюк сообщил журналистам, что проект будет реализован "в режиме государственно-частного партнерства", при этом государство получит 50% построенной инфраструктуры, однако финансировать проект будет исключительно китайский инвестор.
Интересная формулировка, напоминающая скорее успокоительную таблетку для тех, кто озабочен последствиями промышленно-транспортного мега-проекта на курортах Крыма. Если это государственно-частное партнерство и если после завершения строительства половина всей инфраструктуры перейдет Украине, то такой поворот предполагает, что и государство Украина обязательно вкладывается в него. Ведь не за здорово живешь китайцы, "закопав" миллиарды, отдадут потом украинцам половину построенного добра.
Для тех, кто понимает, что такое государственно-частное партнерство (а эта форма ведения бизнеса уже лет 100 очень популярна в мире, сейчас — особенно в странах Латинской Америки при участии европейских корпораций), это значит, что все-таки Украина должна будет что-то вложить или чем-то (землями, например) поучаствовать в проекте, чтобы иметь впоследствии право на построенное. На какой срок в аренду китайцам украинская власть отдала сакские земли, на которых будет строиться порт? Обычно при государственно-частном партнерстве эти сроки ограничиваются тридцатью годами (может быть и меньше), а потом все построенное переходит в руки государства. Здесь же, судя по путаным объяснениям, Украине отойдет, и то неизвестно когда, всего 50% инфраструктуры. Почему так?
В общем, пока власть подробностей сделки века для Крыма и Украины не раскрывает и, как обычно, темнит. Известно только со слов гендиректора Мазюка, что первая очередь порта обойдется китайцам в 3 млрд долларов.
Что касается некоторых внешних параметров и размаха проекта, то предполагается, что порт будет достигать глубины в 25 метров, чтобы в него могли заходить большие межконтинентальные торговые суда. Планируется также построить несколько терминалов мощностью около 10 млн тонн в год, включая зерновой. Ежегодно же порт сможет "перерабатывать" 140 млн тонн грузов. По оценкам украинской стороны, государство сможет получать не менее 1,5 млрд долларов в год – за счет налогов и прочих сборов.
Строительные работы инвесторы думают начать уже в этом году, и если все пойдет по плану, то перерезать красную ленточку первой очереди глубоководного порта для более интенсивного продвижения китайских товаров в Европу будущий президент Украины сможет уже через четыре, максимум — пять лет.
Но может и не перерезать. Громадью этих планов намерены помешать, прежде всего, крымские экологи и простые жители, многие из которых считают непрозрачную сделку за их спиной просто "очередным дерибаном" на их территории и за их счет. Однако их мнения никто и не думал спрашивать. "Это все равно, — говорят крымские активисты, — как если бы мы пришли в чужой дом и стали там устанавливать свои порядки – как его развалить или перестроить, не заметив при этом хозяев".
Вот уже несколько месяцев они пытаются протестовать – раз в неделю на одном и том же месте в Симферополе и других городах полуострова собираются экологи и простые жители, чтобы публично высказать свое негативное отношение к строительству глубоководного порта в Саках. В последние выходные они призвали жителей Крыма "бомбардировать правительство Могилева (премьер-министр Крыма – А.Я.) письмами с требованием отменить эту стройку".
Хотя, казалось бы, должно быть наоборот и всем следует быть довольными. Ведь развитие подобной инфраструктуры предполагает новые возможности: рабочие места, зарплаты, прибыль. Однако у крымчан — свои железные аргументы против, подкрепленные экологическими исследованиями и научной экспертизой.
По мнению профессора Виктора Тарасенко, главы Крымской республиканской ассоциации "Экология и мир", "строительство большого китайского порта "Крым" на озере Донузлав или же в Сакском районе — это однозначно удар по золотым пескам, по нашему курорту в целом. Ни в коем случае нельзя трогать Западный Крым! Это уничтожит уникальную курортную житницу!"
И это не просто слова и эмоции. Экологи-ученые и жители полуострова проясняют важные детали украинско-китайского проекта, которые не просматриваются за общими фразами чиновников о грядущем благоденствии крымчан. Оказывается, искусственная акватория глубиной 25 метров будет вырыта прямо по суше, углубившись далеко в крымскую степь, а для захода судов по лечебной, по сути, сакской земле будет построен 9-километровый морской канал.
Что из этого следует? Прежде всего, — беспрецедентное нарушение баланса тысячелетиями сложившихся здесь экосистем – море-озеро-суша – со всеми вытекающими отсюда последствиями для окружающей среды. Вот что говорит об этом на сайте "Свободной прессы" замдиректора филиала Института стран СНГ бывший депутат Верховного совета Крыма Олег Родивилов: "Для сравнения — на бывшей советской базе ВМФ "Донузлав" прорыт канал 12-метровой глубины. Его постоянно чистят от песка, который "вытягивается" из моря и скапливается там миллионами тонн. Канал глубиной 25 метров гарантированно затянет песок со всего западного побережья Крыма. Прежде всего, пострадает знаменитая Евпатория, о золотых пляжах которой останется одно воспоминание".
Вызывает большое беспокойство у местных и экологов и строительство на берегу порта грузовых терминалов, особенно — зернохранилища на 20 млн тонн. Откуда здесь возьмется столько зерна, если в самые благоприятные годы со всех полей Крыма собирали чуть больше 2 млн тонн? Как заявил крымский политолог Сергей Киселев, "порт строится для вывоза зерна из Крыма, где китайцам обещана долгосрочная аренда около 160 тысяч гектаров земли для производства пшеницы и кукурузы". Китайцы уже поспешили объявить, что сумеют собрать с арендной территории не менее 8 млн тонн зерновых.
Как им удастся этого добиться, спрашивается? Как обычно – за счет ударных доз минеральных удобрений. (В России это уже происходит – после арендаторов-китайцев земля превращается в лунный грунт. При этом мало кто знает, какими именно удобрениями они насилуют российские поля, сколько этой гадости утекает в грунтовые воды и куда они, эти воды, потом уплывают.)
В общем, по мнению специалистов и обеспокоенных жителей полуострова, Китай при таком подходе к делу вполне может превратить земли Крыма, а также южных областей Украины, в сырьевую базу, то есть в собственную продовольственную колонию.
"Я уже не говорю о воздухе, — сетует Олег Родивилов. — При перевалке 140 миллионов тонн груза, даже если с каждого контейнера упадет по пылинке, представляете, что будет с атмосферой?! Кроме того, запланировано строительство нескольких новых железнодорожных веток — от Сак на Симферополь и Джанкой вагоны пойдут сплошным потоком". И это – в европейской здравнице!
В конце прошлого года группа известных ученых-экологов, действительных членов Крымской Академии наук обратилась к премьер-министру автономной республики Анатолию Могилеву с открытым письмом. В нем, в частности, говорится: "…Строительство крупного морского порта в самом центре аккумулятивных песчаных пляжей Каламитского залива с созданием глубоководного подводного канала (более 25 м) неминуемо приведет к активации размыва пляжей и к завершению процесса уничтожения Крымских золотых песков в Каламитском заливе и Придонузлавье. В этом случае на перспективах развития уже давно сложившегося международного Сакско-Евпаторийского бальнеологического курорта можно поставить жирный крест".
Пока реакция украинских властей на обеспокоенность крымской общественности нулевая. Революционный бой не в Крыму, но все – в дыму. Как бы за этой дымовой завесой борьбы за власть Украина не потеряла свою самую драгоценную жемчужину. Или сценарий разворачивается согласно украинской пословице: "Взяв чорт Івася, то нехай бере і його колиску"? То есть "Взял черт Иванка, так пусть берет и его колыбель"?
Алла Ярошинская
Замечу, что многие оппозиционно настроенные украинские СМИ в первые дни мирного противостояния на Майдане уж как только ни изгалялись по поводу того, что Янукович "поехал в Китай с протянутой рукой в поисках денег", а потом радостно сообщали: "Китайцы дали миллион долларов, стоило ли за этим ехать так далеко?" Однако, как оказалось, смеяться — и очень громко — теперь могут только китайцы.
А для Украины и, особенно, для Крыма предновогодний визит Виктора Януковича в Поднебесную может оказаться вовсе не таким смешным. Пока народ в Киеве на Майдане волновался из-за отказа власти от ассоциации с Евросоюзом, в Пекине на бизнес-форуме при поддержке Януковича китайская компания Beijing Interoceanic Canal Investment Management Co., Ltd (BICIM) подписала с украинской — "Киевгидроинвестом" — любопытный и влекущий серьезные последствия документ о строительстве в Крыму глубоководного порта для обслуживания грузопотоков из Китая.
Здесь справедливости ради следует отметить, что пионером в этом деле был президент Виктор Ющенко, издавший еще в 2005 году указ о возведении в Крыму портового торгового комплекса "Донузлав". Но после встречи с решительно протестовавшими экологами – через год – отменил его. Тогда с такой инициативой выступили сами власти Крыма, договорившись о строительстве с китайской компанией China National Technical Import & Export Corporation. Однако дело не заладилось – местное население при поддержке экологов и ученых Крыма оказало давление на власть, и в 2011 году Мирновский поселковый совет отказал китайцам и их украинским партнерам в выделении земли под строительство, притом что инвестпроект оценивался более чем в 1 млрд долларов.
Сейчас же, как подтверждает руководство украинской компании "Киевгидроинвест", согласно подписанному меморандуму, глубоководный порт будет построен в Крыму близ поселка Фрунзе, что в Сакском районе. А ведь еще с советских времен известно, что Саки – один из самых популярных и эффективных лечебных грязевых курортов не только Украины и бывшего СССР, но и, пожалуй, Европы. Сюда сотни тысяч людей едут не развлекаться, а лечиться. Туристы и больные – основа местной экономики и мелкого частного предпринимательства.
После подписания украинско-китайского меморандума генеральный директор киевской компании Алексей Мазюк сообщил журналистам, что проект будет реализован "в режиме государственно-частного партнерства", при этом государство получит 50% построенной инфраструктуры, однако финансировать проект будет исключительно китайский инвестор.
Интересная формулировка, напоминающая скорее успокоительную таблетку для тех, кто озабочен последствиями промышленно-транспортного мега-проекта на курортах Крыма. Если это государственно-частное партнерство и если после завершения строительства половина всей инфраструктуры перейдет Украине, то такой поворот предполагает, что и государство Украина обязательно вкладывается в него. Ведь не за здорово живешь китайцы, "закопав" миллиарды, отдадут потом украинцам половину построенного добра.
Для тех, кто понимает, что такое государственно-частное партнерство (а эта форма ведения бизнеса уже лет 100 очень популярна в мире, сейчас — особенно в странах Латинской Америки при участии европейских корпораций), это значит, что все-таки Украина должна будет что-то вложить или чем-то (землями, например) поучаствовать в проекте, чтобы иметь впоследствии право на построенное. На какой срок в аренду китайцам украинская власть отдала сакские земли, на которых будет строиться порт? Обычно при государственно-частном партнерстве эти сроки ограничиваются тридцатью годами (может быть и меньше), а потом все построенное переходит в руки государства. Здесь же, судя по путаным объяснениям, Украине отойдет, и то неизвестно когда, всего 50% инфраструктуры. Почему так?
В общем, пока власть подробностей сделки века для Крыма и Украины не раскрывает и, как обычно, темнит. Известно только со слов гендиректора Мазюка, что первая очередь порта обойдется китайцам в 3 млрд долларов.
Что касается некоторых внешних параметров и размаха проекта, то предполагается, что порт будет достигать глубины в 25 метров, чтобы в него могли заходить большие межконтинентальные торговые суда. Планируется также построить несколько терминалов мощностью около 10 млн тонн в год, включая зерновой. Ежегодно же порт сможет "перерабатывать" 140 млн тонн грузов. По оценкам украинской стороны, государство сможет получать не менее 1,5 млрд долларов в год – за счет налогов и прочих сборов.
Строительные работы инвесторы думают начать уже в этом году, и если все пойдет по плану, то перерезать красную ленточку первой очереди глубоководного порта для более интенсивного продвижения китайских товаров в Европу будущий президент Украины сможет уже через четыре, максимум — пять лет.
Но может и не перерезать. Громадью этих планов намерены помешать, прежде всего, крымские экологи и простые жители, многие из которых считают непрозрачную сделку за их спиной просто "очередным дерибаном" на их территории и за их счет. Однако их мнения никто и не думал спрашивать. "Это все равно, — говорят крымские активисты, — как если бы мы пришли в чужой дом и стали там устанавливать свои порядки – как его развалить или перестроить, не заметив при этом хозяев".
Вот уже несколько месяцев они пытаются протестовать – раз в неделю на одном и том же месте в Симферополе и других городах полуострова собираются экологи и простые жители, чтобы публично высказать свое негативное отношение к строительству глубоководного порта в Саках. В последние выходные они призвали жителей Крыма "бомбардировать правительство Могилева (премьер-министр Крыма – А.Я.) письмами с требованием отменить эту стройку".
Хотя, казалось бы, должно быть наоборот и всем следует быть довольными. Ведь развитие подобной инфраструктуры предполагает новые возможности: рабочие места, зарплаты, прибыль. Однако у крымчан — свои железные аргументы против, подкрепленные экологическими исследованиями и научной экспертизой.
По мнению профессора Виктора Тарасенко, главы Крымской республиканской ассоциации "Экология и мир", "строительство большого китайского порта "Крым" на озере Донузлав или же в Сакском районе — это однозначно удар по золотым пескам, по нашему курорту в целом. Ни в коем случае нельзя трогать Западный Крым! Это уничтожит уникальную курортную житницу!"
И это не просто слова и эмоции. Экологи-ученые и жители полуострова проясняют важные детали украинско-китайского проекта, которые не просматриваются за общими фразами чиновников о грядущем благоденствии крымчан. Оказывается, искусственная акватория глубиной 25 метров будет вырыта прямо по суше, углубившись далеко в крымскую степь, а для захода судов по лечебной, по сути, сакской земле будет построен 9-километровый морской канал.
Что из этого следует? Прежде всего, — беспрецедентное нарушение баланса тысячелетиями сложившихся здесь экосистем – море-озеро-суша – со всеми вытекающими отсюда последствиями для окружающей среды. Вот что говорит об этом на сайте "Свободной прессы" замдиректора филиала Института стран СНГ бывший депутат Верховного совета Крыма Олег Родивилов: "Для сравнения — на бывшей советской базе ВМФ "Донузлав" прорыт канал 12-метровой глубины. Его постоянно чистят от песка, который "вытягивается" из моря и скапливается там миллионами тонн. Канал глубиной 25 метров гарантированно затянет песок со всего западного побережья Крыма. Прежде всего, пострадает знаменитая Евпатория, о золотых пляжах которой останется одно воспоминание".
Вызывает большое беспокойство у местных и экологов и строительство на берегу порта грузовых терминалов, особенно — зернохранилища на 20 млн тонн. Откуда здесь возьмется столько зерна, если в самые благоприятные годы со всех полей Крыма собирали чуть больше 2 млн тонн? Как заявил крымский политолог Сергей Киселев, "порт строится для вывоза зерна из Крыма, где китайцам обещана долгосрочная аренда около 160 тысяч гектаров земли для производства пшеницы и кукурузы". Китайцы уже поспешили объявить, что сумеют собрать с арендной территории не менее 8 млн тонн зерновых.
Как им удастся этого добиться, спрашивается? Как обычно – за счет ударных доз минеральных удобрений. (В России это уже происходит – после арендаторов-китайцев земля превращается в лунный грунт. При этом мало кто знает, какими именно удобрениями они насилуют российские поля, сколько этой гадости утекает в грунтовые воды и куда они, эти воды, потом уплывают.)
В общем, по мнению специалистов и обеспокоенных жителей полуострова, Китай при таком подходе к делу вполне может превратить земли Крыма, а также южных областей Украины, в сырьевую базу, то есть в собственную продовольственную колонию.
"Я уже не говорю о воздухе, — сетует Олег Родивилов. — При перевалке 140 миллионов тонн груза, даже если с каждого контейнера упадет по пылинке, представляете, что будет с атмосферой?! Кроме того, запланировано строительство нескольких новых железнодорожных веток — от Сак на Симферополь и Джанкой вагоны пойдут сплошным потоком". И это – в европейской здравнице!
В конце прошлого года группа известных ученых-экологов, действительных членов Крымской Академии наук обратилась к премьер-министру автономной республики Анатолию Могилеву с открытым письмом. В нем, в частности, говорится: "…Строительство крупного морского порта в самом центре аккумулятивных песчаных пляжей Каламитского залива с созданием глубоководного подводного канала (более 25 м) неминуемо приведет к активации размыва пляжей и к завершению процесса уничтожения Крымских золотых песков в Каламитском заливе и Придонузлавье. В этом случае на перспективах развития уже давно сложившегося международного Сакско-Евпаторийского бальнеологического курорта можно поставить жирный крест".
Пока реакция украинских властей на обеспокоенность крымской общественности нулевая. Революционный бой не в Крыму, но все – в дыму. Как бы за этой дымовой завесой борьбы за власть Украина не потеряла свою самую драгоценную жемчужину. Или сценарий разворачивается согласно украинской пословице: "Взяв чорт Івася, то нехай бере і його колиску"? То есть "Взял черт Иванка, так пусть берет и его колыбель"?
Алла Ярошинская
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Похожие темы
» Крым – это только начало
» У каждого свой Крым — у нас вот такой
» Зачем польским правозащитникам Крым?
» Европейский совет предлагает наказать Крым за присоединение к РФ
» Киев готовится официально запустить пропаганду на Крым
» У каждого свой Крым — у нас вот такой
» Зачем польским правозащитникам Крым?
» Европейский совет предлагает наказать Крым за присоединение к РФ
» Киев готовится официально запустить пропаганду на Крым
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения