"Стреляющие свадьбы и Пугачев вам померещились"
Губкинский информационно-правовой форум :: Политика. В России и мире :: Россия :: Мигрантофобия и межнациональные конфликты
Страница 1 из 1
"Стреляющие свадьбы и Пугачев вам померещились"
Национальный вопрос — одна из самых серьезных проблем современной России. Причины, источники, виновники этой проблемы называются разные, однако есть и такие эксперты, которые говорят, что национальной проблемы в России нет как таковой, все раздувают вездесущие журналисты. Если следовать этой логике, получается, что Кондопоги и Пугачева тоже не было.
Тот факт, что в России до предела обострены межнациональные отношения ни для кого не является секретом. Политики и общественные деятели любят подискутировать на эту тему. Однако, реальных путей решения назревших проблем никто не предлагает — в желании соблюсти политкорректный тон многие острые вопросы просто обходятся стороной. А ведь их пора решать!
Недавно в Москве состоялась конференция по вопросам укрепления единства народов России. В числе организаторов — журналист Максим Шевченко, президент Федеральной лезгинской национально-культурной автономии Ариф Керимов, председатель Высшего Совета ООД "Российский конгресс народов Кавказа" Асламбек Паскачев и главный редактор газеты "Завтра", председатель сообщества консервативных экспертов "Изборский клуб" Александр Проханов. В конференции приняли участие известные политики, как, к примеру, Леонид Гозман, литераторы и общественные деятели России и республик Кавказа. Итогом дискуссии должно было стать принятие итоговой резолюции, в которой были бы сформулированы рекомендации органам государственной власти, СМИ и представителям общественности по проблемам межнациональных отношений, а также всех сопутствующих проблем данной сферы. Александр Проханов, заявленный в качестве одного из организаторов, на конференцию не прибыл.
Надо сказать, что обозначенные вопросы действительно являются одними из наиболее болезненных для современной России. Межнациональная отчужденность, порой переходящая в откровенную вражду, — печальная примета нашего времени. И надо отметить, что основная линия конфликта пролегает между русским населением центральной России и этническими кавказцами. Проблема есть, и это уже мало для кого является секретом — особенно после того, как эта враждебность неоднократно вырывалась на поверхность в виде беспорядков в Кондопоге, Пугачеве, Удомле, имевших форму силового конфликта между коренными жителями и выходцами из южных республик. В свете этих событий несостоятельными выглядят разговоры о том, что межэтническая вражда — удел лишь крупных городов, вроде Москвы и Санкт-Петербурга.
Вопрос национальных отношений стоит в полный рост и требует незамедлительного решения — это очевидно.
Собственно говоря, состоявшаяся конференция, как и другие подобные мероприятия, и должна была путем "мозгового штурма" отыскать наиболее эффективные пути решения этих насущных проблем. Иначе зачем собираться. О чем же говорили лучшие умы, эксперты, общественные деятели и чиновники, претендующие на формирование национальной политики в России?
В центре обсуждения было две темы: "Нужен ли России особый путь развития" (тема старая, больше относящаяся к вопросам философии) и "Негативное освещение северокавказских республик в СМИ". По мнению некоторых экспертов, именно СМИ виноваты в нагнетании ксенофобских настроений. Надо сказать, что пафосное обличение в адрес журналистов звучало практически в каждом выступлении.
Максим Шевченко, к примеру, говорил о том, что кавказцы всякий раз чувствуют горечь, когда центральные каналы освещают истории, подобные пугачевской, рисуя кавказцев не в лучших красках. Обилие на государственных телеканалах негативных фильмов про кавказцев приводит к обострению вражды: "Кто на какой вершине власти взял курс на развал страны?" — недоумевает Максим Шевченко.
Ему вторит Александр Серавин, представитель Центра исследования современной кавказской политики: "Я считаю, что эксперты мало задумываются о позитивном и адекватном создании образа будущего Кавказа. Слишком часто эксперты говорят о пути, а о цели не говорят. А как известно, если государство и эксперты не производят позитивного образа, то этот образ производит кто-то другой. Если СМИ производят негативный образ, то он и реализуется. В моем понимании Кавказ — это родина гостеприимства. Если у экспертов нет позитивного образа Кавказа, откуда он возьмется в обществе, у обывателей? Кавказ может накормить Россию, сейчас многое для этого делается, к тому же это родина гостеприимства. Вот когда появится позитивный образ Кавказа, тогда он и сможет преодолеть свою дотационность".
Вот так: во всем виноваты журналисты. В том, что в кавказских республиках высочайший уровень безработицы, в том, что террористическое подполье продолжает функционировать, несмотря на многолетние усилия по его подавлению, в том, что российский потребитель не сможет припомнить, пожалуй, ни одного товара народного потребления, кроме дагестанского коньяка, произведенного в кавказских республиках, а также, очевидно, журналисты повинны в агрессивном поведении кавказской молодежи.
Позиция Духуваха Абдурахмианова, писателя, председателя парламента Чеченской республики: "Воля Рамзана в том, что все учащиеся Чечни знают гимн России наизусть. Ищут боевиков на Кавказе, а между тем настоящий террорист, Жириновский, сидит в Думе! В Чечне сейчас больше крепкой, "советской" власти больше, чем в России!" Он эмоционально посетовал, что, мол, кавказцев постоянно шпыняют, а между тем и они могут многое припомнить: "Я не должен вспоминать, как русские самолеты положили при Ельцине 200 чеченцев?" И опять-таки во всем виноваты СМИ: "На телевидении должна проводиться государственная политика". Она, по мнению писателя, должна выражаться в том, чтобы поменьше показывать сюжеты про чеченских боевиков, а надо, мол, показывать героев России Рамзана. "Покажут чеченских боевиков, а что, герои Рамзана — они плохие?"
Критические замечания в адрес российских СМИ в ходе дискуссии перемежались длинными рассуждениями об "особом пути" России. Первым эту тему поднял Леонид Гозман: "Наряду с угрозой виртуального распада страны есть также угроза и реального распада, сепаратистские настроения велики. И этому, прежде всего, способствует идея избранного пути России. О "великом пути" обычно говорят только проигравшие, оправдывая этим то, что, грубо говоря, наши холодильники хуже немецких. Обращение к прошлому неизбежно разделяет людей, вызывает появление архаики, как, например, "ряженые" казаки. Или эта история с конкурсом за звание символа России. Особый путь защищает права наций, а не человека."
Тему "великого пути" России подхватили и другие участники, она прошла красной линией через всю конференцию. Надо сказать, что эта тема действительно очень интересна, однако стоило ли превращать мероприятие, посвященное решению вполне конкретных проблем, в философско-исторический клуб?
Участники ходили вокруг да около, углубляясь в философию, обрушиваясь на СМИ, но каких-то конкретных, больных вопросов так и не было поднято. Неужели же национальная политика страны выстаивается по таким образцам? Уровень политкорректности просто зашкаливал — ни одного слова не было сказано о том, почему у молодых кавказцев, к примеру, формируются те поведенческие стереотипы, которые так раздражают русских: любой негатив был единодушно объявлен участниками мифами, создаваемыми СМИ. Они, видимо, свято убеждены, что на практике все прекрасно и никаких проблем не существует в реальности. Это все выдумки и клевета. Понятно, что большинство собравшихся — сами кавказцы, однако кому, как не им, следовало бы покритиковать своих собратьев? Кому, как не им, именитым чеченцам, дагестанцам, кабардинцам, знать рецепты решения проблем? Ведь, скорее всего, основные причины лежат именно в самих кавказских республиках, в их социальной, экономической и культурной структуре.
Но нет, получатся так, будто жители Кондопоги, начитавшись дурных газет, ринулись бить чеченцев — фантасмагория да и только.
Послушав выступления известных кавказских деятелей, понимаешь, что они принципиально исключают возможность того, что хотя бы доля вины за происходящее лежит на их собратьях. Складывается такое впечатление, словно в центральную Россию приезжают сплошь интеллигентные юноши, которые просто не способны хамски себя вести и нападать на прохожих, а взрослые кавказцы не участвуют в криминальных схемах, что вы, боже упаси, — они все библиотеках работают, вероятно.
Конечно, трудно не согласиться с тем, что Россия действительно должна предложить привлекательный путь цивилизационного развития. Однако до этого еще очень далеко, и кабинетными (или кухонными) разговорами этот момент приблизить невозможно.
А вот локальные проблемы можно решать. Например, ликвидировать порочную систему, согласно которой суды систематически отпускают кавказцев, совершивших серьезные преступления — это как раз и подливает масла в огонь межнациональной вражды. Или прекратить порочную практику, согласно которой чеченские "стобалльники" поступают в московские вузы (к сожалению, дело в том, что часть этих "стобалльников" получает свои сертификаты коррупционным путем). И многое другое — "при обыске комнат, где проживают студенты из Чечни, нашли 23 пистолета" — довольно типичная новость. Да что уж говорить, если даже депутаты ГД РФ от Чечни носят при себе золотые (!) пистолеты….
Вот если после ликвидации таких явлений, в отношениях между русскими и представителями кавказских народностей останутся проблемы, тогда и можно будет говорить о "ксенофобии", "продажных СМИ" и тому подобном. Но не раньше.
До тех пор, пока наличие этих острых моментов не будет честно и откровенно признано высшими чиновниками как самих кавказских республик, так и руководителями федерального уровня, вряд ли что-то изменится в лучшую сторону. Пока что все сводится лишь к умиротворяющим разговорам, проку от которых мало. Каковы же истоки такой сверхделикатности? Вероятно, причин две: первое — федеральные власти боятся резкими движениями разрушить и так довольно шаткую стабильность в регионе — к примеру, в Чечне она держится лишь благодаря крайне жестким методам правления Рамзана Кадырова.
То есть, по отношению к Кавказу избрана тактика "худой мир лучше доброй войны". А второе — ведь очевидно, что наибольшие проблемы создают вовсе не дети нищих чабанов, а отпрыски руководителей силовых ведомств и чиновников. Тут уже вступает в действие солидарность элит, общие интересы. Поэтому к этим людям неофициально применяется принцип безнаказанности — то же самое можно наблюдать и по отношению к российским "золотым" сынкам, просто русские потише, исключен фактор "горячего" кавказского характера. Помимо этого, есть еще и организованная преступность — нередко она носит этнический характер.
Если эти, а также иные сопутствующие проблемы не будут решены, можно ожидать лишь нагнетания национальной вражды — вопреки политкорректным постулатам либеральной идеологии, ксенофобия очень часто бывает вызвана совершенно объективными причинами и проблемами. И вот как раз в том случае, если с решением этих проблем затягивают, зародившаяся неприязнь имеет все шансы перерасти в сокрушительную волну слепой, жестокой ненависти.
Надежда Алексеева
Тот факт, что в России до предела обострены межнациональные отношения ни для кого не является секретом. Политики и общественные деятели любят подискутировать на эту тему. Однако, реальных путей решения назревших проблем никто не предлагает — в желании соблюсти политкорректный тон многие острые вопросы просто обходятся стороной. А ведь их пора решать!
Недавно в Москве состоялась конференция по вопросам укрепления единства народов России. В числе организаторов — журналист Максим Шевченко, президент Федеральной лезгинской национально-культурной автономии Ариф Керимов, председатель Высшего Совета ООД "Российский конгресс народов Кавказа" Асламбек Паскачев и главный редактор газеты "Завтра", председатель сообщества консервативных экспертов "Изборский клуб" Александр Проханов. В конференции приняли участие известные политики, как, к примеру, Леонид Гозман, литераторы и общественные деятели России и республик Кавказа. Итогом дискуссии должно было стать принятие итоговой резолюции, в которой были бы сформулированы рекомендации органам государственной власти, СМИ и представителям общественности по проблемам межнациональных отношений, а также всех сопутствующих проблем данной сферы. Александр Проханов, заявленный в качестве одного из организаторов, на конференцию не прибыл.
Надо сказать, что обозначенные вопросы действительно являются одними из наиболее болезненных для современной России. Межнациональная отчужденность, порой переходящая в откровенную вражду, — печальная примета нашего времени. И надо отметить, что основная линия конфликта пролегает между русским населением центральной России и этническими кавказцами. Проблема есть, и это уже мало для кого является секретом — особенно после того, как эта враждебность неоднократно вырывалась на поверхность в виде беспорядков в Кондопоге, Пугачеве, Удомле, имевших форму силового конфликта между коренными жителями и выходцами из южных республик. В свете этих событий несостоятельными выглядят разговоры о том, что межэтническая вражда — удел лишь крупных городов, вроде Москвы и Санкт-Петербурга.
Вопрос национальных отношений стоит в полный рост и требует незамедлительного решения — это очевидно.
Собственно говоря, состоявшаяся конференция, как и другие подобные мероприятия, и должна была путем "мозгового штурма" отыскать наиболее эффективные пути решения этих насущных проблем. Иначе зачем собираться. О чем же говорили лучшие умы, эксперты, общественные деятели и чиновники, претендующие на формирование национальной политики в России?
В центре обсуждения было две темы: "Нужен ли России особый путь развития" (тема старая, больше относящаяся к вопросам философии) и "Негативное освещение северокавказских республик в СМИ". По мнению некоторых экспертов, именно СМИ виноваты в нагнетании ксенофобских настроений. Надо сказать, что пафосное обличение в адрес журналистов звучало практически в каждом выступлении.
Максим Шевченко, к примеру, говорил о том, что кавказцы всякий раз чувствуют горечь, когда центральные каналы освещают истории, подобные пугачевской, рисуя кавказцев не в лучших красках. Обилие на государственных телеканалах негативных фильмов про кавказцев приводит к обострению вражды: "Кто на какой вершине власти взял курс на развал страны?" — недоумевает Максим Шевченко.
Ему вторит Александр Серавин, представитель Центра исследования современной кавказской политики: "Я считаю, что эксперты мало задумываются о позитивном и адекватном создании образа будущего Кавказа. Слишком часто эксперты говорят о пути, а о цели не говорят. А как известно, если государство и эксперты не производят позитивного образа, то этот образ производит кто-то другой. Если СМИ производят негативный образ, то он и реализуется. В моем понимании Кавказ — это родина гостеприимства. Если у экспертов нет позитивного образа Кавказа, откуда он возьмется в обществе, у обывателей? Кавказ может накормить Россию, сейчас многое для этого делается, к тому же это родина гостеприимства. Вот когда появится позитивный образ Кавказа, тогда он и сможет преодолеть свою дотационность".
Вот так: во всем виноваты журналисты. В том, что в кавказских республиках высочайший уровень безработицы, в том, что террористическое подполье продолжает функционировать, несмотря на многолетние усилия по его подавлению, в том, что российский потребитель не сможет припомнить, пожалуй, ни одного товара народного потребления, кроме дагестанского коньяка, произведенного в кавказских республиках, а также, очевидно, журналисты повинны в агрессивном поведении кавказской молодежи.
Позиция Духуваха Абдурахмианова, писателя, председателя парламента Чеченской республики: "Воля Рамзана в том, что все учащиеся Чечни знают гимн России наизусть. Ищут боевиков на Кавказе, а между тем настоящий террорист, Жириновский, сидит в Думе! В Чечне сейчас больше крепкой, "советской" власти больше, чем в России!" Он эмоционально посетовал, что, мол, кавказцев постоянно шпыняют, а между тем и они могут многое припомнить: "Я не должен вспоминать, как русские самолеты положили при Ельцине 200 чеченцев?" И опять-таки во всем виноваты СМИ: "На телевидении должна проводиться государственная политика". Она, по мнению писателя, должна выражаться в том, чтобы поменьше показывать сюжеты про чеченских боевиков, а надо, мол, показывать героев России Рамзана. "Покажут чеченских боевиков, а что, герои Рамзана — они плохие?"
Критические замечания в адрес российских СМИ в ходе дискуссии перемежались длинными рассуждениями об "особом пути" России. Первым эту тему поднял Леонид Гозман: "Наряду с угрозой виртуального распада страны есть также угроза и реального распада, сепаратистские настроения велики. И этому, прежде всего, способствует идея избранного пути России. О "великом пути" обычно говорят только проигравшие, оправдывая этим то, что, грубо говоря, наши холодильники хуже немецких. Обращение к прошлому неизбежно разделяет людей, вызывает появление архаики, как, например, "ряженые" казаки. Или эта история с конкурсом за звание символа России. Особый путь защищает права наций, а не человека."
Тему "великого пути" России подхватили и другие участники, она прошла красной линией через всю конференцию. Надо сказать, что эта тема действительно очень интересна, однако стоило ли превращать мероприятие, посвященное решению вполне конкретных проблем, в философско-исторический клуб?
Участники ходили вокруг да около, углубляясь в философию, обрушиваясь на СМИ, но каких-то конкретных, больных вопросов так и не было поднято. Неужели же национальная политика страны выстаивается по таким образцам? Уровень политкорректности просто зашкаливал — ни одного слова не было сказано о том, почему у молодых кавказцев, к примеру, формируются те поведенческие стереотипы, которые так раздражают русских: любой негатив был единодушно объявлен участниками мифами, создаваемыми СМИ. Они, видимо, свято убеждены, что на практике все прекрасно и никаких проблем не существует в реальности. Это все выдумки и клевета. Понятно, что большинство собравшихся — сами кавказцы, однако кому, как не им, следовало бы покритиковать своих собратьев? Кому, как не им, именитым чеченцам, дагестанцам, кабардинцам, знать рецепты решения проблем? Ведь, скорее всего, основные причины лежат именно в самих кавказских республиках, в их социальной, экономической и культурной структуре.
Но нет, получатся так, будто жители Кондопоги, начитавшись дурных газет, ринулись бить чеченцев — фантасмагория да и только.
Послушав выступления известных кавказских деятелей, понимаешь, что они принципиально исключают возможность того, что хотя бы доля вины за происходящее лежит на их собратьях. Складывается такое впечатление, словно в центральную Россию приезжают сплошь интеллигентные юноши, которые просто не способны хамски себя вести и нападать на прохожих, а взрослые кавказцы не участвуют в криминальных схемах, что вы, боже упаси, — они все библиотеках работают, вероятно.
Конечно, трудно не согласиться с тем, что Россия действительно должна предложить привлекательный путь цивилизационного развития. Однако до этого еще очень далеко, и кабинетными (или кухонными) разговорами этот момент приблизить невозможно.
А вот локальные проблемы можно решать. Например, ликвидировать порочную систему, согласно которой суды систематически отпускают кавказцев, совершивших серьезные преступления — это как раз и подливает масла в огонь межнациональной вражды. Или прекратить порочную практику, согласно которой чеченские "стобалльники" поступают в московские вузы (к сожалению, дело в том, что часть этих "стобалльников" получает свои сертификаты коррупционным путем). И многое другое — "при обыске комнат, где проживают студенты из Чечни, нашли 23 пистолета" — довольно типичная новость. Да что уж говорить, если даже депутаты ГД РФ от Чечни носят при себе золотые (!) пистолеты….
Вот если после ликвидации таких явлений, в отношениях между русскими и представителями кавказских народностей останутся проблемы, тогда и можно будет говорить о "ксенофобии", "продажных СМИ" и тому подобном. Но не раньше.
До тех пор, пока наличие этих острых моментов не будет честно и откровенно признано высшими чиновниками как самих кавказских республик, так и руководителями федерального уровня, вряд ли что-то изменится в лучшую сторону. Пока что все сводится лишь к умиротворяющим разговорам, проку от которых мало. Каковы же истоки такой сверхделикатности? Вероятно, причин две: первое — федеральные власти боятся резкими движениями разрушить и так довольно шаткую стабильность в регионе — к примеру, в Чечне она держится лишь благодаря крайне жестким методам правления Рамзана Кадырова.
То есть, по отношению к Кавказу избрана тактика "худой мир лучше доброй войны". А второе — ведь очевидно, что наибольшие проблемы создают вовсе не дети нищих чабанов, а отпрыски руководителей силовых ведомств и чиновников. Тут уже вступает в действие солидарность элит, общие интересы. Поэтому к этим людям неофициально применяется принцип безнаказанности — то же самое можно наблюдать и по отношению к российским "золотым" сынкам, просто русские потише, исключен фактор "горячего" кавказского характера. Помимо этого, есть еще и организованная преступность — нередко она носит этнический характер.
Если эти, а также иные сопутствующие проблемы не будут решены, можно ожидать лишь нагнетания национальной вражды — вопреки политкорректным постулатам либеральной идеологии, ксенофобия очень часто бывает вызвана совершенно объективными причинами и проблемами. И вот как раз в том случае, если с решением этих проблем затягивают, зародившаяся неприязнь имеет все шансы перерасти в сокрушительную волну слепой, жестокой ненависти.
Надежда Алексеева
http://www.pravda.ru/society/10-12-2013/1184696-kavkaz-0/
Губкинский информационно-правовой форум :: Политика. В России и мире :: Россия :: Мигрантофобия и межнациональные конфликты
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения